Владимир Костров – поэт, который был устремлен в будущее. Фото из архива Александра Орлова |
Костров личностью и творчеством объединил несколько поколений русской поэзии. Владимир Андреевич стал одним из тех, кто поднял поэзию советского периода на высоту русской классики. Он окончил химический факультет МГУ имени Ломоносова, работал в области оптической механики, потом завотделом в журнале «Техника молодежи». Его рассказы в личных беседах о собственных изобретениях весьма увлекательны. Понимаешь, что для такого занятия нужен острый, структурированный ум и компетенции. С этой точки зрения поэзия Кострова не противоречит технической мысли. Точность взгляда, выверенность движения, жеста, поразительный результат.
В ряду Старшинов–Смеляков–Межиров фамилия Костров смотрится органично не только для литературоведов, но и для всех тех, кто ценит поэзию. Почему имеющий многочисленные литературные награды Владимир Костров немного скрылся, не захотел громкой, но непрочной стадионной славы? Думается, интересы оказались более многообразными. Переводы французских стихов Тютчева, работы о языке – и шире – о культуре в целом, вот что стало по плечу поэту. Кому до Владимира Кострова пришло в голову учредить день русского языка? Теперь мы отмечаем его 6 июня, в день рождения Пушкина. Кому надобно объяснять, как такое событие необходимо именно сейчас?
Несмотря на возраст и не слишком крепкое здоровье, всегда – естественно доброжелателен и с достоинством. Во время одного из интервью автору этих строк Костров рассказал много интересного о поэтах первых лет советской власти. Но печатать его запретил, несмотря на все мольбы – а было интересно, иллюстрировало характеры. Профессор Литературного института им. Горького, и даже когда передал преподавательские дела другим, Владимир Костров – всегда с молодежью, устремлен в будущее, формирует новую поэзию. Это о том, что называется в литературоведении влиянием.
«Покажется: все было – и прошло,/ И сорок лет не разделили даже:/ Сплотило нас святое ремесло.../ Мы делаем глотки из вечной чаши» – это четверостишие из стихотворения Александра Орлова, посвященного Владимиру Кострову. Сорок лет никак не смогут разделить учителя и ученика, других преемников, чаша по-прежнему общая, влияние – неизменно.
Ощущение того, что снова сжалось, сморщилось поэтическое пространство – эффект внешний, эмоциональный, временный. Слишком велико значение поэзии и мысли Владимира Кострова, слишком крепкими узами связано с прошлым и будущим.
комментарии(0)