Надя Делаланд рассказывает о центре арт-терапии «Делаландия». Фото Николая Милешкина |
Открыл вечер куратор клуба Николай Милешкин. Ему принадлежала и оригинальная идея поэтического события. Рассказывая о расстановках по Берту Хеллингеру (к этой методике привели его генеалогические изыскания, пристальное внимание к судьбе рода), поэт отметил, что этот вид психотерапии может вскрывать травму пациента чрезвычайно быстро и болезненно. Но системная психотерапия тем не менее вырастает «из потребности в уравновешивании, гармонии и балансе, как основе любых отношений». Иллюстрацией именно этому положению стали верлибры Милешкина: «мамой/ папой/ ребенком/ Богом// бабушкой/ дедушкой/ другом/ любимой// светом/ радостью/ счастьем/ надеждой// самому себе/ стать». В основе такого безусловного поэтического и жизненного императива лежит тонкая, последовательно выдержанная градация. В результате – ему безоговорочно веришь!
Владимира Снигура, работавшего в реанимации, а затем занимавшегося гипнозом, психоанализом и даже синхронным переводом, больше всего интересует момент пресуществления бессловесного бессознательного в слово как путь к выздоровлению. Его верлибры, однако, оказались гораздо более упорядоченными и даже обогащенными стихийной метриазией, чем можно было бы ожидать: «Здесь среди цветущих лип/ почти остановилось время / однако в несезон/ не сяду я на поезд/ чтоб оказаться здесь/ лишь только в мыслях мельком иногда/ в пору цветущих лип…»
Тексты Марлены Мош напомнили всем присутствующим, что поэзия некогда вышла из заговоров и заклинаний, камланий и причитаний. Стихотворение «Все пройдет» проникнуто такой неподдельной эмпатией, что всем присутствующим как будто стало легче. Может, от своеобразного светлого рефрена: «Плачь, дорогая, плачь спокойно/ с кем не бывает?/ сяду рядом – с тобой поплачу – вместе веселей отчего плачешь – кричи-рассказывай/ тайна? / хочешь – запомню/ хочешь – забуду дома ляг и в слезах усни а если кого и разбудила –/ пусть сядет рядом – с нами поплачет – вместе веселей все поправимо и теперь «все пройдет все пройдет все пройдет» / повтори и еще и еще – вот видишь…»
Способность почувствовать и желание уврачевать чужую боль привели Сергея Криницына к телесной терапии и к звукотерапии. Он окутал слушателей сказочным «ля» поющей чаши и заговорил, ибо слово он использует только в своей поэтической ипостаси: «Я камертон в футляре тела/ Мой мир звенит внутри, вовне/ Во мне как россыпь нот тяжелых/ Твои любовь, обида, страх./ Я вижу руки дирижеров/ и нити музыки в руках!»
Логическим завершением вечера стало выступление Нади Делаланд, филолога, психолога, поэта, организатора центра арт-терапии «Делаландия». То, что поэзия, как и любые другие виды творчества, обладает терапевтическим эффектом, известно по крайней мере со времен «Вертера» Гете. Каждый может стать творцом текста, картины… и своего исцеления. И именно так – творя и веря – хочется теперь жить. «Пока Ты воскресаешь, я пеку/ Куличики. а я взбиваю высоко белки/ и погружаю в праздничное тесто./ Ты растираешь пальцами виски,/ приподнимаешься и сходишь с места./ И плащаница, за ногу схватив,/ проделывает ровно полпути/ по полу осветившейся пещеры./ Свершившееся входит в область веры./ И только что, как отодвинув смерть,/ сдвигаешь камень и выходишь в свет.
комментарии(0)