Зоя Богуславская и авторы фильма о ней – Валерий Белов и Лариса Максимова. Фото автора
Самые разные культурные мероприятия проходили в открывшемся четыре года назад на Большой Ордынке Культурном центре им. Андрея Вознесенского. И вот наконец там состоялся творческий вечер писательницы Зои Богуславской, музы и вдовы поэта, основавшей КЦ на пару со своим сыном Леонидом Богуславским. Вечер вела директор КЦ Ольга Варцева.
Рядом с Зоей Богуславской сидели сценаристка Лариса Максимова и режиссер Валерий Белов, авторы фильма «Мои люди», который был показан на вечере. Максимова сказала: «Зоя Борисовна Богуславская занимается увековечиванием памяти поэта Андрея Вознесенского, а она и сама – выдающаяся творческая личность! Писательница, прозаик, эссеист, драматург, литературный критик, искусствовед, автор международных проектов… В честь Андрея Вознесенского еще в 1976 году астрономы назвали одну из планет. Зоя Богуславская тоже заслуживает, чтобы в ее честь назвали какую-нибудь планету…»
Фильм рассказывал о выдающихся людях, с которыми судьба сводила Богуславскую и Вознесенского на протяжении жизни. В первой части Богуславкая сидит на дачной террасе, за столиком с бумагами. Она рассказывает о том, как она познакомилась с музой Владимира Маяковского Лилей Брик, героиней «Облака в штанах». А потом познакомился с ней и Вознесенский. Богуславская рассказывала, какой была Лиля и какие отношения были у нее с Маяковским, Осипом Бриком и с двумя другими ее мужьями. Она заметила, какие прекрасные и молодые у нее были глаза даже в 80 с лишним лет и как она насквозь видела людей и, общаясь с человеком всего минуту, могла – даже и по его голосу – понять, что это за человек. Она благословила Зою и Андрея на брак. У нее Зоя и Андрей познакомились с Майей Плисецкой и Родионом Щедриным. Рассказала Зоя и о Сергее Параджанове… Во второй части Богуславская сидит также на террасе, но за столиком со спелыми яблоками и рассказывает о том, как в 70-е годы с Андреем ездила в Америку, выступала там и собирала материал для книги об американских женщинах, как знакомилась с американками разных социальных слоев. В том числе и с женами президентов – Жаклин Кеннеди, Нэнси Рейган. Эссе «Американки» было опубликовано в ее двухтомнике «Зазеркалье», а до этого в журнале «Юность».
В фильм вошла документальная хроника – редчайшие, теперь уже исторические кинокадры…
А потом уже наяву Богуславская отвечала на вопросы зала.
«У вас официальные отношения с выдающимися людьми перерастали в простые дружеские отношения? Что вы можете сказать, например, о Горбачеве, который недавно покинул нас, и о его Раисе? Вы дружили с ними?» – «Дружили – это сильно сказано. Мне приходилось встречаться и сидеть с ними обоими рядом на разных заседаниях, например в ПЕНе. Я всегда чувствовала с их стороны тепло. Они симпатизировали мне. Но нельзя сказать, что мы дружили. Я всегда принципиально соблюдала дистанционные отношения с властью».
«Вы когда-то жили во Франции. И могли остаться там. А почему не остались?..» – «Я жила во Франции целый год. Выпустила там на французском языке несколько книг. Меня как писательницу знали там больше, чем здесь. Я читала в Сорбонне лекции о современной литературе. И когда решила вернуться в Россию, мне говорили: «А на хрена тебе туда возвращаться? Что ты там забыла?» А я говорила: «А мне здесь неинтересно. Я не могу жить в стране, где в театре пять лет подряд идет одна только «Сильфида»… А когда Хрущев кричал на Андрея Вознесенского: «Господин Вознесенский, убирайтесь вон из нашей страны…» – Андрей говорил: «Я русский человек. Я никуда не уеду из своей страны».
На вопрос: «Вы сейчас работаете над новой книгой?» – героиня вечера ответила: «Да, она называется «Халатная жизнь». И первая фраза там такая: «У меня три халата…» Я думаю, у меня хватит времени закончить эту книгу».
комментарии(0)