ГАНГСТЕРЫ И СЕСТРЫ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО
Сразу две выставки можно посмотреть в филиале Государственного музея истории российской литературы имени В.И. Даля, Музее-квартире Алексея Николаевича Толстого (Спиридоновка, 2, стр. 1). До 9 октября будет работать выставка «Чертов мост: от трех мушкетеров Александра Дюма до трех гангстеров Алексея Толстого», приуроченная к 220-летию со дня рождения французского писателя Александра Дюма (читайте о нем в «НГ-EL» от 21.07.22). Толстой был поклонником его творчества, образы гангстеров в пьесе «Чертов мост» проникнуты духом авантюризма и жаждой приключений. Сюжет ее почти в точности повторяет сюжет «Трех мушкетеров». Центральной темой выставки является сопоставление образов персонажей: героев Толстого Майка, Гарри, Руди, Агнии, Зизи с тремя мушкетерами Дюма.
Экспозиция поделена на три раздела. Первый посвящен «Трем мушкетерам», второй – пьесе Толстого «Чертов мост», а в третьем собраны киноафиши приключенческих фильмов 20–30-х годов. На выставке будут представлены иллюстрации Анатолия Иткина и Ивана Кускова к «Трем мушкетерам», а также иллюстрации современных художников к пьесе «Чертов мост». Важной фигурой для выставки также является режиссер Александр Таиров, который ставил пьесу Толстого.
На днях там же открылась выставка «…Призрак жизни невесомый…»: 100 лет сестрам Булавиным», которая приоткрывает неизвестные страницы истории создания романа Толстого «Сестры», впервые опубликованного в 1920–1921 годах в эмигрантских журналах под названием «Хождение по мукам». Позже это название получила вся трилогия о трагических десятилетиях русской истории начала XX века, в которую вошли также романы «Восемнадцатый год» и «Хмурое утро».
Трилогию Алексей Николаевич посвятил своей жене Наталии Крандиевской-Толстой. Она же стала прообразом одной из главных героинь романа, Екатерины Булавиной. Писатель признавался: «Катя – это все Наталья Васильевна». А отдельные черты внешности и характера другой героини, Дарьи Булавиной, Толстой заимствовал у сестры Крандиевской – Надежды Васильевны.
Однако образы Кати и Даши во многом собирательны. В канву повествования вошли некоторые события из жизни еще одной пары сестер – Милковских, одна из которых, Ольга Брониславовна (в замужестве Никифорова), служила секретарем Толстого в 1930–1940-е годы. В романе отчетливо видны биографические параллели между судьбой Дарьи Булавиной и Ольги Милковской: работа в военном госпитале, перенесенный сыпной тиф…
Графически иллюстрируют мир романа работы художников Владимира Бехтеева, Григория Филипповского, Николая Шеберстова, Николая Лямина, Аллы Высотской, Кукрыниксов и др. Кинематографическая интерпретация образов Кати и Даши Булавиных представлена первой экранизацией романа «Хождение по мукам» режиссера Леонида Рошаля (1957–1959). Также можно познакомиться с девичьими аксессуарами, письменными принадлежностями 1920–1930 годов, редкими изданиями романа «Сестры», фотографиями и личными вещами Ольги Никифоровой. Выставка продлится до 30 сентября.
комментарии(0)