Саша Кругосветов дает автографы. Фото Алексея Нешина
Может ли русалка предоставлять эскорт-услуги? Почему музы гениев редко бывают образцом нравственности? Из чего рождаются великие произведения – из возвышенных чувств или из земных страстей? На эти и многие другие вопросы Саша Кругосветов отвечал на презентации романа «Вечный эскорт» в Московском доме книги.
О Саше Кругосветове нам известно, что, несмотря на игровой псевдоним, это человек солидный: лауреат «Золотого Роскона» и премий еженедельников «Литературная газета» и «Литературная Россия», а в прошлом – ученый и изобретатель, руководитель подразделений в Академии наук СССР (интервью с ним см. в «НГ-EL» от 14.04.22). И с чего бы вдруг Кругосветову писать книгу о девушках-эскортницах?
Однако не будем лицемерить. Пикантные темы интересны всем нам. А в романе «Вечный эскорт» они раскрываются деликатно, лирично, но при этом вовсе не ханжески. И таким же откровенным и тонким получилось выступление автора на презентации книги. Кругосветов сразу признал, что слово «эскорт» в названии использовано прежде всего в его современном смысле: речь идет о женщинах, которые «зарабатывают на жизнь, эксплуатируя свою молодость и красоту». Но у шкатулки даже не двойное, а многомерное дно.
Музы гениев зачастую вовсе не являются образцами целомудрия. В качестве примеров писатель вспомнил жившую одновременно с мужем и с Маяковским Лилю Брик, неверную жену и одновременно самую преданную соратницу Сальвадора Дали Галу, а также отравлявшую жизнь и вдохновлявшую творчество Тургенева Полину Виардо.
О том, что героиня «Вечного эскорта» Викторин Мёран обожала бросать вызов общественным нормам, мы знаем даже по знаменитым картинам Эдуарда Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Однако Кругосветову этого показалось мало. На презентации он признался, что вместе со знаменитой натурщицей еще одним прототипом его Викторин стала графиня Вирджиния ди Кастильоне, любовница Наполеона Третьего, авантюристка и куртизанка.
Из столкновения возвышенных чувств с земными страстями рождаются подлинное творчество и подлинный вкус жизни. Но часто именно любовь убивает нас. «Любовь и смерть переплетаются, и они всегда рядом с нами, как эскорт. Это тоже один из смыслов названия книги», – отметил Саша Кругосветов.
И все же вернемся к земному. Конечно, эскорт был еще тогда, когда и слова такого не было. С самых древних времен существовали женщины, бравшие плату лишь за свое присутствие рядом с мужчиной. Так будет всегда. Поэтому эскорт, конечно же, вечен и в этом смысле.
А что же насчет русалок на рынке эскорт-услуг? О, скажу я вам, русалки, или ундины, как их называет Кругосветов, просто созданы, чтобы манить, кружить голову, обирать мужчину до нитки и дарить ему неземное счастье. В ходе презентации автор подробно рассказал, кто такие ундины и почему в них влюбился герой его книги петербургский писатель Герман. Но в романе «Вечный эскорт» об этом написано гораздо подробнее и увлекательнее.
комментарии(0)