Теоретик и практик литературного эксперимента Александр Бубнов. Фото автора |
В рамках мероприятия прошли III Интегральные чтения и презентация первого выпуска «Антология Интегрального стиха» (см. «НГ-EL» от 11.08.22). Каждый автор, стихотворения которого вошли в первый выпуск, и пришедшие в культурный центр могли высказать свое мнение о понятии интегрального стиха, о книге в целом, а также почитать свои произведения.
Поэт, прозаик, художник Игорь Бурдонов начал со строк, написанных в 1999 году: «Сошла с картины Утамаро,/ села напротив меня в метро./ Целых три остановки/ думала по-японски/ о чем-то очень японском/ А потом вышла на станции «Комсомольская»/ и стала как все,/ у кого прямые, длинные, черные, блестящие волосы,/ подобные водам реки,/ утекающим в лунную ночь».
Иван Чудасов, поэт и филолог, продекламировал свое единственное стихотворение, вошедшее в сборник: «Выношу общий множитель – вёсла –/ за скобки лодки./ И снова всё перемножаю./ Туда-сюда, сюда-туда,/ не ища неизвестное,/ увлеченный безрезультатным движением».
Звучали интегральные стихи Ингрид Кирштайн, Бориса Колымагина, Марии Поповой, Валерия Галечьяна. Поэт и переводчик Ирины Чудновой выступила по телемосту из Китая.
С интегральной поэзией Людмилы Вязмятиновой, поэта и критика, памяти которой посвящен первый выпуск антологии, присутствующих познакомил Бубнов: «Сухой закон/ Увеличивает количество параллельных миров/ Сухой мокрого не разумеет».
Фестиваль не ограничился только одной темой и одной антологией. Поэт Наталия Лунева познакомила со своей только что вышедшей книгой «В моей лаборатории литературного эксперимента (Теория и практика)». А затем она прочла стихотворение «ФИО-летово», которое в антологии полностью процитировано в статье Бубнова: «Флейта задувает фиолетово/ мою фамилию,/ имя,/ отчество.../ Лето в омуте минувшей осени/ выводит ламенто си-минорное./ В шутку заливается луна/ и замороченно/ смотрит на меня/ вращающейся воронкою-зрачком».
Эксперименты в литературе и над литературой показали поэты Ирина Лесная (Иванова), Юрий Тубольцев, Марлена Мош. Ингрид Кирштайн украсила зал специально подготовленными к фестивалю плакатами, каждый из которых уже был литературным авангардом.
Писатель и художник Михаил Погарский показал две «книги художника», чем очень воодушевил аудиторию, которая уже больше четырех часов впитывала в себя новое и экспериментальное в литературе. В первую включен трактат поэта-футуриста Алексея Крученых «Сдвигология русского стиха», вторая комбинаторная поэзия посвящена философу Раймунду Луллию. Погарский подчеркнул: «Сама книга художника – это уже сам по себе определенный эксперимент, который восходит над литературой, потому что там происходит синтез слова и образа, синтез всего и вся, синтез разных жанров… Этот синтез – сам по себе эксперимент…»
Символично в конце вечера Бубнов прочел стихотворение поэта Сергея Бирюкова «Точка опоры» из новой антологии, и затем с экрана в исполнении Бирюкова прозвучали строки Георгия Спешнева.
комментарии(0)