Марлена Мош не только прочитала стихи Валентина Никитина, но и спела a capella. Фото Александра Калинина
Арт-проект «Бегемот Внутри» провел мемориальный вечер, посвященный поэту, журналисту, филологу Валентину Никитину (1947–2017). А перед его началом была открыта выставка художника Александра Степанова (1948–2006). Мероприятие прошло в Культурном центре академика Д.С. Лихачева.
Композиция вечера, которую выстроил куратор проекта Николай Милешкин, придала всему событию удивительное единство. Возможно, ощущению цельности способствовало и сходство личностей Никитина и Степанова. Принадлежа к одному поколению, оба были многогранно одарены, предельно искренни, любили жизнь и людей.
Степанов работал в разных техниках и жанрах (как портретист, сценограф и пейзажист), был наделен актерским даром и даром литературным – мгновенных зарисовок. Теплый рассказ вдовы художника Ольги Степановой перетек в чтение его мемуаров: точного и остроумного рассказа о летнем дне, проведенном с Анатолием Зверевым – другом, коллегой, соратником, бывшим ему братски близким и по дарованию, и по мироощущению.
Прозаический отрывок логично подготовил переход к разговору собственно о литературе – о поэзии Никитина. С чтением стихов Никитина, воспоминаниями о нем и аналитическими заметками о его творчестве выступили композитор и музыковед Антон Ровнер, искусствоведы Ирина Ефремова и Валерия Исмиева. Лирике Никитина присущи глубокая философичность и тяга к разговору о самых важных, предельных вопросах бытия. Трагическое миросозерцание поэта, вызванное осознанием бренности и греховности всего земного, формально выражалось в неточной рифме, «царапающей» по сердцу острой иголочкой: «Лучи луны от страха/ Смешались второпях,/ Ужели третья стража/ Уснула при дверях?..»
Исмиева остановилась на ритмических сбоях в силлабо-тоническом стихе поэта, дающих возможность ощутить и боль, и огонь горящей авторской души. Ефремова заметила, что Никитин «писал стихи, как дышал», возникало ощущение, что пишет он их – всегда. Это была по своему духу христианская лирика – голос человека, всегда помнящего о мире ином, запредельном и о неизбежности перехода: «Будем живы – увидимся,/ А умрем – значит, не суждено…/ Только смерть – ясновидица:/ Зрит нас всех в слуховое окно…»
Собравшиеся смогли узнать о книгах, которые были изданы, увы, уже после смерти автора и вмещают, конечно, далеко не все написанное. Например, «Вечерний зов. Избранные стихи».
Поэзию сопровождала музыка. Разная и неизменно уместная. Сочинения для флейты соло и фортепиано – классические и современные – исполнили соответственно Эжен Кононок и Елизавета Данилова. А Марлена Мош не только прочитала стихи Никитина, но и исполнила a cappella песни Саят-Нова и Феликса Мендельсона.
В заключение с экрана прозвучал голос самого Никитина, а также романс Silentium, написанный на его стихи Ровнером. И еще представилась возможность – в подтверждение широчайшего круга общения Валентина Арсентьевича – увидеть ряд интересных фотографий с разными людьми.
комментарии(0)