Виктор Берковский, как никто другой, умел чувствовать поэзию. Фото автора |
Виктор Берковский работал с поэтами Юрием Левитанским, Давидом Самойловым, Арсением Тарковским, Булатом Окуджавой, Борисом Слуцким, Дмитрием Сухаревым, Юрием Визбором, композитором Сергеем Никитиным и многими другими. Есть легенда, как началась дружба Берковского с фронтовиком Юрием Левитанским. Последний услышал по радио, как Виктор Берковский, Татьяна и Сергей Никитины исполняют песню со словами «Ну что с того, что я там был./ Я был давно, я все забыл./ Не помню дней, не помню дат./ И тех форсированных рек». Левитанский потребовал, чтобы ему срочно нашли автора музыки. Жена Левитанского автора нашла. Так началась творческая дружба.
Виктор Берковский обладал способностью перекладывать на музыку совершенно неподходящие для песен стихи. А некоторые песни на его музыку становились очень напевными. Вспомним хотя бы «Гренаду» Михаила Светлова. Ведь до Берковского на музыку слова «Гренады» пытались положить два композитора. Но запела страна «Гренаду» только тогда, когда мелодию песни сочинил и исполнил Берковский.
В содружестве с Сергеем Никитиным Виктор Берковский написал замечательный детский спектакль (по сути, оперу) «Али-Баба и сорок разбойников» на стихи актера и поэта Венимамина Смехова.
Но в день рождения Берковского была еще одна дата – в десятый раз друзья и поклонники его творчества собрались во дворе дома, где он жил, и устроили многочасовой концерт его песен. Пообщаться и попеть пришли многие известные барды.
А на следующий день в клубе «Гиперион» (кстати сказать, уже в новом здании, которое совсем недалеко от старого здания «Гипериона») также был концерт с песнями Берковского. Выступали Дмитрий Богданов и Георгий Васильев. Между прочим, поэт и композитор Васильев вспомнил, как в далекие 70-е годы приехал в Москву из Запорожья поступать в Московский университет. Он впервые услышал «Гренаду» Берковского, где-то добыл в общежитии МГУ гитару и вместо того, чтобы готовиться к вступительным экзаменам, стал учиться играть на гитаре (чтобы петь «Гренаду»), натер себе сухие мозоли на пальцах левой руки и водяные мозоли на пальцах правой руки. Так проняла его «Гренада» Берковского.
комментарии(0)