Если бы не Ольга Еремина и ее коллеги, приношение Ивана Ефремова Афродите осталось бы никому не известным. Фото Геворга Артеняна |
«Обещанного три года ждут» – этой фразой начал выступление издатель Артур Артенян, сознавшись, что подготовка «Моих женщин» к выпуску (вдогонку 7-томному собранию сочинений Ефремова) вылилась в долгую борьбу, к которой были причастны и наследники писателя, опасавшиеся за последствия такой публикации («Что люди подумают?!»). Но усилия оправдались сполна: «эмоцианальное кипение», искренность ефремовской прозы не сравнимы ни с чем. Полушутя издатель рекомендовал всем читать откровенные новеллы Ефремова «вдвоем». Их прекрасно дополнила переписка фантаста с его последней женой Таисией Юхневской, ушедшей недавно.
Искренней радостью и гордостью была наполнена речь одного из редакторов книги, писателя Ольги Ереминой. Впрочем, сама она говорила про целую «команду дешифровщиков», ибо книга сохранилась в рукописи, а свой чудовищный почерк прозаик остроумно называл «курописью». Однако разобрать удалось почти все, причем не изменив ни слова! В составе книги – 14 эротических новелл, писавшихся «в стол» с 1952 года. Писатель любил каждую из своих мимолетных возлюбленных, стремясь не только запечатлеть тело, но и понять душу. Об этой любви, а еще о рыцарской смелости повествуют два фрагмента книги, прочитанных на вечере филологом Татьяной Ланкау. Вместе с Ереминой в подготовке издания участвовал литератор Николай Смирнов. Ранее они выпустили обширный том переписки Ефремова и его биографию в серии «ЖЗЛ». Взяв слово, Смирнов не скрывал восхищения и творчеством, и личностью Ефремова: выдающийся ученый, один из крупнейших палеонтологов ушедшего века, не боялся рискованных экспедиций, контрабандистов, негодяев… Не побоялся он и любви. А разум, лишенный эроса, беден. Эта мысль получила неожиданное развитие в реплике последнего участника вечера. Искусствовед, историк литературы Станислав Айдинян увидел в творчестве Ефремова волевое начало, чувственность к миру. А без темперамента, как учил Лев Толстой, писателей не бывает. Казалось, все участники вечера влюблены – в книгу и ее автора. А без этого чувства нет смысла писать, изучать, издавать… Жить.
комментарии(0)