Владимир Гандельсман: медленное комментированное чтение. Фото Галины Зерниной |
Гандельсман всегда отдавал должное этому поэту, вслед за Блоком отмечал его высокое безумие, но считал введенное футуристами (а Хлебниковым первым) коверканье слов вредным, опасным. «Новояз», ставший базой советской действительности, он не признавал. Но разобраться в поэтике Хлебникова хотелось. И вот появилась «Велимирова книга». Гандельсман прочитал несколько стихотворений из нее и прокомментировал их. Кстати, книга так и построена: стихотворения, посвященные разным поэтам, и комментарии. Например, стихотворение, посвященное любимому Заболоцкому, входит в раздел «Еще поэты и Велимир». Поэт, вчитываясь в Хлебникова, работает со словом. В этом стихотворении чувствуются отголоски «Утренней песни» Заболоцкого.
Гандельсман исполнял пожелания публики. Кинорежиссер, сценарист Роман Либеров попросил почитать из цикла «Школьный вальс», поэт Евгений Никитин – стихотворение, посвященное матери. Зашел разговор и о прозе поэта. Недавно в журнале «Дружба народов» вышел большой фрагмент автобиографического романа «От фонаря». Проза Гандельсмана пока еще меньше на слуху, чем его поэзия.
Вечер проходил на фоне незадолго до того открывшейся выставки интересного питерского художника Александра Войцеховского. На его картинах прекрасно уживаются, например, реальная корпулентная дама и ее племянник-медвежонок. Так картина и называется. Игровой, обаятельный мир. Среди книг и картин прекрасно звучали стихи. А закончил Владимир Гандельсман страстным монологом о Пушкине. С его точки зрения, хрестоматийное «Зимнее утро» гениально по простоте и красоте. Только понимаешь это уже в зрелости. Не для юности Пушкин! Гандельсман читал и читал наизусть фрагменты из «Евгения Онегина»: это было медленное комментированное чтение. Например, по-новому, свежо стал восприниматься Дмитрий Ларин, бригадир. Да, отец героини. Его достойная простая жизнь не оставила равнодушной Пушкина и благодаря внимательному прочтению Гандельсмана и нас. Встреча в магазине-клубе, известном своей уникальной лекционной программой, прошла, что называется, «в духе». А на память посетители уносили книги с автографом, теплыми дружескими словами.
комментарии(0)