Автограф-сессия Леонида Подольского. Фото Марии Кореньковой |
«Я очень постараюсь ответить лапидарно, – сказал писатель. – Я пишу нескончаемый эпос о России. Это бесконечная тема. Портрет порой выходит нелицеприятный, но что же делать? Любовь – это боль, это критический взгляд. Для меня литература – это художественная история и правда. А правда далеко не всегда бывает приятной. Литература – это зеркало. Еще я пишу биографию человека, похожего на меня. Меняются его окружение, обстоятельства, взгляды, он становится свидетелем важнейших событий, так получается эпос. Главное событие, которое пережили люди моего поколения, это, конечно, распад СССР. Я бы не сказал, что это главная геополитическая катастрофа ХХ века. Ведь были же две мировые войны. Но распад Союза действительно стал катастрофой для многих людей. Я думаю, что это событие закономерное, неизбежное, потому что Советский Союз был несовместим с демократией и даже с ограниченной свободой. Роман «Инвестком» посвящен жизни после распада СССР. Многие скажут, что это роман о риелторах. Но это далеко не так. В романе изображены и судьи, и прокуроры, и адвокаты, и банкиры, представлены картины коррупции и беспредела. Это Россия начала 2000-х».
Рассказал Леонид Подольский и о других своих произведениях, в первую очередь о законченном вчерне романе «Финансист», действие которого происходит в 1992–1994 годах. Этот роман – невольный детектив, но и попытка осмысления того смутного, но судьбоносного времени, которое определило ход истории на годы вперед. Писатель пообещал, что этот роман, который он считает главным своим произведением, будет издан в течение одного-двух лет. Поведал писатель и о других своих романах и книгах: «Эксперимент», «Судьба» (это повесть и одноименная книга), «Идентичность», «Распад», и о ближайшей книге «Четырехугольник», в которую войдут написанные в последние годы повести «Четырехугольник», «Фифочка», «Эльмира» и его любимые рассказы. В новую книгу войдут также пьесы «История театра», «Четырехугольник» и «О, жизнь моя».
Ведущая вечера доктор филологических наук и академик Лола Звонарева в выступлении привела цитату из Достоевского: «Чтобы хорошо писать, нужно страдать», подчеркнув, что творчество Подольского – это страдание о России. Она отметила наличие в произведениях писателя глубокого исторического плана, в который он вписывает свои сюжеты и научное структурированное мышление автора, ранее занимавшегося научной деятельностью. Поэт Ирина Антонова в своем слове щедро цитировала роман «Инвестком», многие выражения из которого можно разобрать на крылатые выражения. Поэт Ольга Ильницкая предприняла поэтико-лингвистический анализ текста, манеры письма писателя, отметив, что Подольский пишет именно о том, чем мы живем, что он заставляет читателя дышать в том ритме, в котором написан текст. «Если разбить текст романа на отдельные маленькие части, – отметила она, – каждая из этих частей имеет собственную значимость и собственный, особый ритм». С анализом романа выступил поэт, педагог Дмитрий Немельштейн, отметив искренность и исповедальность автора, который написал «жестокую и голую правду о суровых реалиях 90-х и нулевых годов». Он подчеркнул сходство романа Подольского с произведениями Артура Хейли, автора «производственных» романов. Но если у Хейли это скорее журналистские расследования, то у Подольского – серьезный социальный роман.
В заключение писатель-сатирик Александр Хорт прочел пародию на «Инвестком».
комментарии(0)