Иосиф Райхельгауз демонстрирует свое творение. Фото автора |
Райхельгауз – прекрасный рассказчик, мастер театральной байки, любимого жанра поклонников театрального искусства. Эта книга представляет собой актуальное осмысление традиционной системы Константина Станиславского в ее практическом применении в современном театре, и само название отражает особенность профессии режиссера, человека который отвечает в театре за все и за всех. В книге несколько вставок с фотографиями, начиная с 1963 года и вплоть до наших дней.
В начале вечера было показано слайд-шоу, составленное из некоторых изданных фотографий: кропотливо собранные портреты, репортажные съемки репетиций, постановочные фото, фото с капустников, сборов труппы театра – краткий экскурс в историю творческой жизни Райхельгауза. Автор сразу обозначил формат вечера: «Это будет абсолютная импровизация. На сцене Эрмитажа были представлены самые разные книжки. И сейчас я с удовольствием вспоминал, как выходили сплошные писатели. Но я был самый большой графоман и самый скромный. Здесь одновременно представляли книжки Ленечка Филатов, Валерий Золотухин, Валентин Иосифович Гафт, Лев Дуров... Сегодня новость в самой книжке, которая для меня совершенно особая, потому что это собрано за длинную-длинную жизнь. В книге на одной из первых страниц есть фотография, на которой мы стоим с Анатолием Васильевым, моим однокурсником, одноклассником, товарищем, в 1968 году, только что поступившие в ГИТИС, фотографирует нас Боря Морозов. Для меня чудом было попасть в ГИТИС, к великим педагогам». Во вступительной речи Райхельгауз вспомнил «ужасно счастливые прекрасные годы» студенческой поры, преподавателей, рассказал, как учились, как прогуливали, как ставили спектакли, как играли.
В рамках презентации была показана запись (ее можно найти в интернете), сделанная актером Театра на Таганке Сергеем Подколзиным на кинокамеру без звука, позже смонтированная и озвученная по сохранившимся фонограммам с празднования 10-летия театра на Таганке Павлом Евдокимовым и Павлом Алимовым. Также между воспоминаниями и авторским чтением отрывков из книги студенты Райхельгауза представили эскизы-постановки. Особенно смешно был разыгран этюд «Черная курица, или Лекция по режиссуре (комедия non fiction)», где действующими лицами выступили режиссер Дмитрий Крымов, сам Иосиф Райхельгауз с домочадцами, беседовавшие на даче.
В качестве почетного гостя был приглашен ректор ГИТИСа, экс-сотрудник «НГ» Григорий Заславский. «Какое-то время тому назад меня спросили: «По какому учебнику у вас учатся режиссеры?» Я задумался и ответил: «У нас Райхельгауз – живой учебник, Олег Кудряшов, Леонид Хейфец, который недавно ушел...» И сама мысль, что учебника у нас нет, она засела в голове, – поделился предысторией книги Заславский. – А тут Иосиф Леонидович сказал, что он пишет как учебник пособие для режиссеров, которое всем нам необходимо. Если его прочитать, режиссером не станешь, потому что нужно сначала быть режиссером, а потом эта книжка может пригодиться... Книжка читается как роман, и можно начинать читать с любого места».
Уже под занавес на сцене появился художник Никас Сафронов, который преподнес Райхельгаузу его портрет.
комментарии(0)