0
2836
Газета Факты, события Печатная версия

11.05.2022 20:30:00

Кочевники Красоты

Книга о символисте и москвиче Вячеславе Иванове

Тэги: вячеслав иванов, античность, кун, аверинцев, москва, символизм, жзл, владимир соловьев, достоевский, велимир хлебников, рим, христианство, эллинизм, пушкин, баратынский, осип мандельштам, маяковский, филология, философия, марина цветаева, путь


вячеслав иванов, античность, кун, аверинцев, москва, символизм, «жзл», владимир соловьев, достоевский, велимир хлебников, рим, христианство, эллинизм, пушкин, баратынский, осип мандельштам, маяковский, филология, философия, марина цветаева, путь Вячеслав Иванов для Григория Зобина – не только герой его книги, но и единомышленник в миропонимании. Фото Лидии Богдановой

Вячеслав Иванов снова на Зубовском бульваре, где он жил более столетия назад. На этот раз – в зале Государственного музея российской истории литературы имени В. И. Даля. Открывая очередное заседание клуба «Ноосфера», сотрудница музея Лариса Алексеева объявила, что тема встречи – биография одного из корифеев Серебряного века в серии «ЖЗЛ», и передала слово ее автору – Григорию Зобину, литературоведу и поэту. Его обстоятельному рассказу (как и книге) свойственны не только филологическая выверенность и глубина, но и поэтическая увлеченность. Личным, очень личным был путь Зобина к наследию выдающегося символиста. Лидия Богданова, описывая метод работы своего коллеги по Литмузею, сказала о порывах вдохновения как неизменных спутниках исследователя и стихотворца. В детстве открыл Григорий Соломонович для себя книги историка Николая Куна, благодаря им полюбил античность, столь важную для Вячеслава Иванова, а в юности был навсегда очарован ивановским томиком с предисловием Сергея Аверинцева. Впоследствии Зобин стал счастливым обладателем баснословно дорогого, но поистине бесценного «тамиздатского» четырехтомника Иванова. Признанный знаток родного города, Зобин и этого столь непростого поэта и человека считает истинным москвитянином. Здесь, на Зубовском, собиралась интеллектуальная, духовная элита тогдашней России. Друзьями, собеседниками, нередко оппонентами поэта-мыслителя были Сергей Булгаков, Николай Бердяев, Михаил Гершензон, Павел Флоренский, Владимир Эрн.

Именно в «Третьем Риме» начался путь Иванова к Риму первозданному, где на закате полной скитаний жизни он напишет, быть может, лучшие свои стихи из цикла «Февраль»: «К неофитам у порога/ Я вещал за мистагога./ Покаянья плод творю:/ Просторечьем говорю». «Высокая простота», по мысли Зобина, вошла и в жизнь его, и в поэзию. В собственной душе воплотил он завет Владимира Соловьева о «вселенском христианстве», соединив православие с католичеством. Вспоминались и знаменитые слова Достоевского о всемирной отзывчивости русского человека.

Да, Рим Иванова был христианским. Об этом говорил участник презентации, поэт Михаил Синельников. Развивая тему эллинизма в русской поэзии, он упомянул Батюшкова, Пушкина, Баратынского, Михаила Кузмина. Влияние Иванова испытали Мандельштам, Маяковский, Хлебников… В стихах, возможно, одного из самых образованных наших поэтов было что-то русское «до сердцевины». Иванов – любимый поэт филологов и философов. Биографу же удалось создать очень ценную и цельную книгу, которая может служить пособием для студентов и школьников. Бытующую точку зрения о том, что Иванов – поэт преимущественно для филологов, оспорил другой оратор, литературовед Сергей Зенкевич, отметив присущую классику «тягу к живому». Трагизм жизни Иванова сродни цветаевскому, но он сложнее; в целом это сложнейший из русских поэтов.

Итак, лейтмотивом встречи на Зубовском стала тема пути – духовного, творческого, пути биографа к своему герою… Своеобразным итогом ее прозвучало стихотворение Иванова «Кочевники Красоты» (так назвала художников его жена, прозаик Лидия Зиновьева-Аннибал): «Вам – пращуров деревья/ И кладбищ теснота!/ Вам вольные кочевья/ Сулила Красота…» Стихи исполнила аспирантка Литературного института, филолог Татьяна Ланкау.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Массовый и элитарный

Массовый и элитарный

Андрей Мартынов

Разговоры в Аиде Томаса Элиота

0
2068
Эффект ложной памяти

Эффект ложной памяти

Анна Аликевич

Толкин сплетает единый эпос, отразив и перемешав легенды народов, о которых мы уже забываем

0
1182
От Москвы до самого Китая

От Москвы до самого Китая

Виктор Леонидов

Он возвращал на родину литературное наследие эмигрантов второй волны

0
1284
Дух не терпит пустоты

Дух не терпит пустоты

Надежда Ажгихина

Самые острые вопросы Виктория Полищук обнажает с афористичной простотой

0
1287

Другие новости