Полное погружение в мир Достоевского. Фото автора
В Доме Пашкова состоялась первая иммерсивная экскурсия из цикла «Ожившие рукописи», который Российская государственная библиотека (РГБ) в честь своего 160-летия запустит с 29 апреля.
Иммерсивный формат не нов для современного искусства, однако в библиотеках подобные события, основанные на эффекте полного присутствия и погружающие в данном случае в литературную среду, только начинают завоевывать своего зрителя. Организаторы предлагают увидеть рукописи великих писателей и оказаться на равных с героями их произведений, посмотреть русскую классику по-новому. «Мы создали атмосферу погружения в литературу, прямо от ворот Дома Пашкова. Наша цель – привлечь как можно большее внимание к библиотеке, к ее драгоценным фондам и к нашим писателям. Мы предлагаем гостям вспомнить смыслы, вновь взять томик с давно известной книгой и еще раз ее перечитать», – отметила заместитель генерального директора РГБ Елена Новикова.
Первой фигурой цикла был выбран Федор Достоевский с романами «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание» и «Идиот».
Гостей вечерней экскурсии ждала старинная усадьба, живая музыка и оригиналы рукописных произведений. Волшебство началось сразу – при входе в ворота взору открывается величественное здание Дома Пашкова, подсвеченное красными прожекторами, звучит галантная музыка XVIII века. В фойе гости наслаждались игрой скрипачки и могли выпить фужер шампанского. И вот на лестнице появился Михаил Ракитин. Он спрашивает зрителей, не видели ли они Алешу Карамазова, он хочет отвести его к Грушеньке. Так начинается игра, проигрываются эпизод за эпизодом, где гости оказываются втянутыми то в разговор Родиона Раскольникова с Аркадием Свидригайловым, то свидетелями визита князя Льва Мышкина в дом Аглаи Епанчиной, то приглашенными на пир в огромный приемный зал, где помимо Мышкина с Аглаей присутствуют Лизавета Епанчина, Афанасий Тоцкий, Евгений Радомский и другие.
Иммерсивный спектакль в исполнении актеров Московского драматического театра им. Сергея Есенина разрушил «четвертую стену»: здесь зритель сам стал участником действия, а вместо традиционных для театра декораций менялись залы. Режиссером-постановщиком выступил Ярослав Шевалдов.
В экскурсии приняли участие актеры Ярослав Шевалдов, Ольга Гончарова, Татьяна Селиверстова, Михаил Эдлис, Тимур Бурин, Иван Атаманский, Сергей Хачатуров, Анна Сардановская, Ильдар Аллабирдин и Илья Алаев.
Директор театра Анна Сардановская сказала, что они старались выбрать самые яркие, на их взгляд, сцены из романов Достоевского. «Что касается яблок у Свидригайлова, дело в том, что в полной версии спектакля нашего театра «Между тьмой и светом» везде присутствует образ красного яблока как символ греха. Поэтому у нас везде красный цвет. Еще конфеты у Грушеньки, окна и лестницы Дома Пашкова горят красным светом, а Свидригайлов – искуситель в шляпе». По сути, в этот вечер гостей целенаправленно искушали литературой.
Помимо прочитанных актерами отрывков из романов гости заглядывают в святая святых библиотеки – знаменитый Румянцевский читальный зал с зелеными лампами на столах, который ко времени экскурсии уже опустел и распрощался с последними читателями. Именно там, в полутьме, гостям посчастливилось увидеть оригиналы рукописей Федора Достоевского не под стеклянной витриной, как обычно на выставках, а на расстоянии вытянутой руки, на столе. Библиотечный сотрудник в перчатках перекладывала листки ближе к гостям и подробно рассказывала о каждом, например о планах писателя, или показывала отличия почерка в разные периоды написания романов.
«Я – театрал старой закваски, и все новации для меня – слишком. Но здесь удалось найти форму, которая будет интересна современному зрителю. Это тот случай, когда литература идет навстречу читателю, ищет формы, чтобы приподнять и заинтересовать его», – поделился впечатлениями почетный президент РГБ Виктор Федоров.
комментарии(0)