Сцена из поэзоконцерта. Фото автора
В Театре им. Евгения Вахтангова состоялся поэтический вечер «Блистательный Санкт-Петербург», который поставил режиссер Георгий Цхвирава. Мероприятие прошло в рамках больших гастролей Омского государственного академического театра драмы в Москве. Как отметил директор Театра Вахтангова Кирилл Крок, «Омск – особая карта для нашего театра. Если бы в годы Великой Отечественной войны театр туда не эвакуировали, он бы не сохранился, не были бы выпущены потрясающие спектакли». Георгий Цхвирава акцентировал внимание на том, что вечер посвящен актеру и режиссеру Юрию Томошевскому, который возродил петербуржскую традицию камерного театра – музыкально-поэтические вечера. «Это пять имен: Николай Агнивцев, Игорь Северянин, Осип Мандельштам, Саша Черный и Николай Гумилев. Мы взяли принцип Томошевского – читка стихов с живым оркестром. Получился такой поэзоконцерт», – сказал Цхвирава. В спектакле участвовали актеры Олег Теплоухов, Егор Уланов и Леонид Калмыков, а также музыканты Виктория Сухинина (фортепьяно), Светлана Широкова (скрипка), Сергей Хорсель (флейта), Сергей Суворов (контрабас) и Александр Вальтер (джембе и калимба).
…Актеры и музыканты занимают свои места на камерной Симоновской сцене. Под легкое кружево музыкальных нот звучат строки Николая Агнивцева: «Ужель в скитаниях по миpy/ Вас не пронзит ни разу, вдруг,/ Молниеносною рапирой/ Стальное слово «Петербург»?/ Ужели Пушкин, Достоевский,/ Дворцов застывший плац-парад,/ Нева, Мильонная и Невский/ Вам ничего не говорят?»
Название вечера было позаимствовано еще Томошевским именно у Николая Агнивцева, который в эмиграции с грустью воспевал дореволюционный мир и в Берлине в 1923 году даже выпустил сборник с названием «Блистательный Санкт-Петербург». Это книга элегических стихов о дореволюционном аристократическом и артистическом городе, столице империи.
И вот зритель словно прибывает в Петербург начала ХХ века, где манерно-краснеющие институтки прогуливаются по Невскому под руку со щеголеватыми офицерами, томные аристократки в открытых кабриолетах пленяют воображение романтичных поэтов, где «ландо, коляски, лимузины,/ Гербы, бумажники, безделки,/ Брильянты, жемчуга, рубины –/ К закату солнца –/ все на Стрелке!/ Струит фонтанно в каждой даме/ Аккорд герленовских флаконов,/ И веет тонкими духами/ От зеленеющих газонов!»
Поэты Серебряного века как будто незримо присутствовали на сцене. После поэтического блока Агнивцева эстафету подхватил Игорь Северянин с «Маленькой элегией», потом Осип Мандельштам добавил «немного красного вина,/ Немного солнечного мая» из стихотворения «Невыразимая печаль» и «Бессонницы», после чего Николай Гумилев вмешался с противопоставлением «Я и Вы» и поведал о «Заблудившемся трамвае», а Саша Черный рассказал о том, что такое «Провинция», «Городская сказка» и «Недоразумение». С каждым новым текстом у слушателей образ Петербурга обрастал новыми неуловимыми чертами, важными штрихами и пропорциями, превращался в настоящего героя.
По словам Олега Теплоухова, актеры тексты отбирали сами, а Георгий Цхвирава помог выстроить программу: «Мы много читали, сочиняли внутреннюю историю… Слава богу, что мы открыли для себя Агнивцева. И вечер возник из бесед, чтений, хулиганств. Сегодня многие стихи звучат особо актуально». Оригинальную музыку к действию написала Виктория Сухинина: «Руководитель говорил: «Поиграйте что-нибудь». Так возникли мелодии, которые гармонично легли на стихи, «сцементировали» созданную историю, стали, по сути, ее идеальной аранжировкой.
комментарии(0)