Дарья Ивановская и Геннадий Каневский пришли, чтобы вспомнить Андрея Егорова. Фото автора
19 марта – день памяти поэта и художника Андрея Егорова, ровно год назад он покинул наш мир. В мае прошлого года в арт-пространстве «Нигде кроме» уже проходил вечер, посвященный его творчеству, на котором друзья Андрея «решили регулярно проводить поэтические и художественные мероприятия в память о нем» (см. «НГ-EL» от 27.05.21.) И вот они снова собрались в том же самом месте.
Вечер открыла поэт Дарья Ивановская, она сообщила, что нет жесткой программы и рамок, и каждый пришедший может почитать стихи Егорова или свои, посвященные ему, или просто вспомнить Андрея, или просто помолчать. Она продолжила: «Сейчас происходит то, что Андрей хотел всегда, – мы собрались… У Андрея был какой-то невероятный дар говорить с каждым на его языке… мы все знаем одного Андрея, мы знаем разных Андреев, с каждым он был отдельный Андрей Егоров, он знал твой язык, он знал тебя… он знал, чем тебя утешить…»
Поэт Геннадий Каневский предложил открыть вечер произведением Егорова «Можно просто Юра»: «…Они говорили: обогнать Запад,/ первыми вступить в контакт/ с внеземным разумом –/ наш священный долг. Как коммунистов./ Как граждан Советского Союза./ Как представителей самой прогрессивной/ общественной формации…/ Я задремал, проснулся,/ а они едва добрались до середины перечня./ Они говорили: ни один живой организм/ не вынесет тягот полета/ к соседней галактике –/ чудовищного ускорения,/ жесткой радиации/ бескрайнего одиночества,/ (так и сказали:/ бескрайнего одиночества)/ протяженностью восемь веков./ Ни один живой организм./ Живой, ясно вам?/ Мне было неясно…»
На какое-то время все замерли, пытаясь осмыслить услышанное… В этот день читали стихи Егорова (и посвященные ему) друзья-поэты Екатерина Богданова, Михаил Квадратов и др. Поэт и критик Мария Мельникова напомнила свои стихи, написанные ровно год назад: «Караван безголовых верблюдов спускается с горки… на стене рыба Егорова продолжает жить». Психолог Татьяна Шульц принесла фотографии Андрея, любой мог взять их на память, она не пишет ни стихов, ни прозы, но ее выступление было ярким.
В заключение снова выступила Дарья Ивановская и прочла свое стихотворение, посвященное Андрею «Не ухо»: «вот тебе королева моя рука/ вот тебе кисть и палец и ноготок/ вот тебе нос загривок волос клочок/ вот тебе прищур слезинка едкий смешок/ мочка уха не уходи пока/ прошлое писано вилами по воде/ по сердцу сломанным пластиковым ножом/ каждый кто пока еще не заражен/ в самое темечко молнией не поражен/ терпит надежду и не живет нигде/ с вашего брата станется пей и пой/ с вашего старшего младший глядит во тьму/ плавает в околоплодном своем дыму/ видно лишь то что не видно ему одному/ как на него из зеркала смотрит живой…» Затем она продекламировала текст, написанный ею совместно с их общим другом поэтом Сергеем Шабуцким: «Значит так. Был у тебя праправнук./ А ему, значит, не было равных./ Первый разведчик на весь космонатый флот…» Она с грустью добавила, что эти строки очень нравились Егорову и в чем-то оказались пророческими.
Казалось, что уже много сказано и прочитано, но никто не расходился. Рассматривали фотографии с его изображением, а также его рисунки и картины, хранящиеся у друзей и принесенные на встречу. Наверное, каждый был согласен со словами Татьяны Шульц: «Я благодарна Андрею за то, что он дал мне возможность быть с ним знакомой».
комментарии(0)