Лера Манович (вторая справа в первом ряду) с актерами. Фото Марианны Власовой
В Музее-квартире А.Н. Толстого в рамках проекта «Культурная инициатива» театр-студия «Отражение» показал спектакль «Простые взрослые люди» по прозе поэта, прозаика, драматурга Леры Манович (рецензию на ее книгу «Прощай, Анна К.» см. здесь). До этого театр поставил спектакль «Жара... июнь» по хроникам Виталия Пуханова и стихам Анны Аркатовой, Наталии Боевой и Айгель Гайсиной. На сцене – взрослые темы глазами подростков, а также вопрос взаимоотношений автора со своими персонажами. «Рассказы были выбраны потому, что они очень театральны изначально и переводятся на театральный язык», – объяснила выбор режиссер Ольга Матвеева.
На импровизированную сцену выходят 13-15-летние ребята в разноцветных толстовках и черных штанах, современной униформе, олицетворяющей одновременно свободу движения и стертость границ между полами.
Действо началось с душещипательной сказки про светофор, после чего плавно перетекло в историю о батарейках «АА и ААА и блестящее будущее». Все актеры, кроме двоих, расположились на дополнительном ряду, спиной к зрителям, разбивая пространство между актером и публикой. Пока герои – две батарейки – разыгрывали несложившуюся историю любви, остальные тихо, жестами и шиканьем, подсказывали, что им делать после той или иной реплики оппонента.
Сказка «Любовь» была разыграна в торжественной обстановке – посередине был поставлен круглый стол, вокруг которого расселись все участники спектакля. Речь зашла о браке серебряной Ложечки и мельхиорового Половника: «Для него сегодняшний день был настоящим триумфом. «Невеста-то из благородных, – шептались столовые приборы, – чистое серебро. И не стара совсем. Ан вот, за Половника пошла. Любовь...» Обычно сказки заканчиваются свадьбой, а у Леры Манович с этого только начинается действие. Ироничная история, но не смешная, очень реалистичная и жизненная, с умело написанными диалогами, как будто слышишь посолидневшего Половника, отчитывающего «маленькую, щуплую» Ложечку, чувствуешь боль отвергнутого десертного Ножа, проводя параллели с пушкинским Онегиным, получившим отказ. Еще были разыграны «Пятна» и зарисовка, взятая из поста в социальных сетях про идею писать иначе, и что из этого вышло: «На днях попробовала стать детским писателем. Эта мысль болтается во мне давно, но тут я решительно села за компьютер: 6+, никакой эротики и рефлексии. Сага о семье белочек...»
С Ольгой Матвеевой Лера Манович познакомились в Центре драматургии и режиссуры на премьере спектакля, поставленного по ее рассказу «Немец». «Я ей подарила книжку, – вспоминает Манович. – И Оля спросила, нет ли у меня чего-то детского. А у меня есть ограниченный набор сказок, которые игрались в Театре автора. Я их дала, плюс записки из соцсетей».
«Прекрасная постановка. У меня вопросы только к автору, – призналась Манович. – Эти сказки как будто не из настоящего времени. Например, про Половник скорее что-то такое андерсеновское... Думаю, нужно писать детское. Все время кажется, что там мало драматургии, а это не так. Когда со стороны смотришь, понимаешь, у меня все сказки с плохим концом: везде прописана одна и та же женская судьба. Эта Батарейка, которая принимает неправильное решение, и Ложечка – тоже. Про Ложечку вообще вредная сказка – она про разрушение семейных ценностей, про то, что, если тебе тяжело в браке, не нужно тащить это ярмо. В ней очень сильный подтекст».
В спектакле, где режиссером по пластике была Маргарита Журавская, а педагогом Никита Найдёнов, участвовали Дима и Миша Мигуновы, Никита Шадрин, Гриша Элькин, Коля Скобликов, Дима Гончаров, Вика Золотько, Даша Кузнецова.
После спектакля Лера Манович прочла небольшой отрывок из рассказа «Немец».
комментарии(0)