Григорий Спектор (в центре) и Людмила Жумаева (чуть правее) в окружении артистов театра «Геликон-опера». Фото автора
В театре «Геликон-опера» в рамках проекта «Гостиная Людмилы Жумаевой» состоялась презентация книги музыкального и театрального критика, драматурга, режиссера Григория Спектора. Открывая встречу, которая была названа «Сюрприз для вас», Жумаева сказала: «Мы создали этот клуб, чтобы собрать в его стенах мастеров, маэстро, наших друзей-артистов, чтобы выразить им наше бесконечное уважение, любовь, благодарность, восторг и восхищение».
«Годы, театры, люди театра» – сборник статей в разных литературных и журналистских жанрах – от мемуарных воспоминаний до рецензий и эссе. Он состоит из шести разделов: «О родном институте», «Театры», «Люди театра», «Корифеи», «Рецензии», «Эссе». Большинство персонажей и фигурантов – люди, лично знакомые автору по совместной ли работе или учебе, сотрудничеству, дружескому общению либо отдельным встречам на его 80-летнем творческом пути. В некоторых статьях автор рассказывает о малоизвестных или совсем незнакомых фактах жизни нескольких театров, в других – освежает память об ушедших коллегах; рецензии отмечают важные премьеры и события театрального процесса. Не остались без внимания и отдельные курьезные происшествия, и смешные случаи, встречающиеся в театральной жизни.
Григорий Спектор и Людмила Жумаева удобно расположились в креслах первого ряда, чтобы зрители могли следить за беседой о жизни и творческой деятельности героя. По сути, это был формат public-talk с удивительной степенью доверительной интонации. Спектор с удовольствием рассказывал то об одной «случайной» встрече, то о другой. Например, как он познакомился с поэтом Михаилом Светловым, когда работал над инсценировкой «Всадника без головы» по Майн Риду. «…Встал вопрос о стихах для вокальных номеров, так как я хотел, чтобы основные персонажи пели. Нужны были тексты для восьми-девяти номеров. Когда я поделился своей заботой с нашим актером и режиссером Семеном Ханаановичем Гушанским, он совершенно неожиданно предложил пригласить знаменитого поэта Михаила Светлова!» – вспоминает Спектор. Светлов написал 12 песен, в результате получился музыкальный спектакль. «Сейчас бы это назвали мюзикл, – сказал Спектор. – Но в 1957-м году такого названия не было. Я уверен, это был первый мюзикл на советской сцене. Замечательные стихи… Правда, не без трудностей это было…» Особое место в книге занимают воспоминания Григория Владимировича о таких корифеях, как Галина Волчек, Зиновий Гердт, Александр Вертинский и др. «Концертный репертуар Вертинского был очень широк. Он превращал в песни стихи Блока, Ахматовой, Есенина, пел цыганские романсы, везде оставаясь самим собой, со смесью естественности и манерности, бравурной веселости и безысходной тоски», – пишет Спектор в книге.
Хозяйка гостиной подготовила для Григория Владимировича сюрприз – их разговор прерывался музыкальными номерами. Прозвучали «Песня о ГИТИСе» Александра Бертмана; ария графини из оперы «Пиковая Дама»; песня «Всякой на свете женится» и ария медсестры из оперы «Повесть о настоящем человеке»; баркарола из оперы «Сказки Гофмана»; ария Энн из оперы «Похождения повесы»; частушки Варвары из оперы «Не только любовь»; ария Рондо Зильберкланг из оперы «Директор театра»; «Весна идет» Исаака Дунаевского; «Нас утро встречает прохладой» Дмитрия Шостаковича; «Колыбельная» Оскара Фельцмана, которую исполнил заслуженный артист России Александр Покидченко, и многие другие. В концерте участвовали: Андрей Орехов, Лариса Костюк, Георгий Екимов, Дмитрий Хромов, Инна Звеняцкая, Петр Морозов, Георгий Екимов, Марина Карпеченко, Юлия Никанорова, Ольга Спицына, Майя Барковская и Владимир Родионов.
комментарии(0)