Максим Лаврентьев, Анна Июдина, Елена Скворцова и Юлия Иконникова в соборе Святого Андрея. Фото автора
В московском англиканском соборе Святого Андрея состоялся музыкально-поэтический концерт «Времена года. Вивальди и Чайковский». Это масштабный цикл произведений итальянского мастера и камерно-лирическое собрание самого узнаваемого русского композитора.
Антонио Вивальди передал характер и красоту каждого времени года отдельной частью концерта. В известных произведениях о весне, лете, осени и зиме то слышатся звуки капели и вьюги, то представляется картина утреннего пробуждения и багровый листопад. «Времена года» Петра Чайковского – это своеобразный личный дневник из 12 частей, названных каждым месяцем, где автор запечатлел яркие моменты своей жизни. Чайковский повествует о российской усадебной жизни, выражает красоту городского пейзажа, показывает сцены из домашнего музыкального быта людей его времени. Исполняли музыкальные произведения лауреаты международных конкурсов: Анна Июдина (скрипка), Елена Скворцова (виолончель), Юлия Иконникова (орган).
Однако уникальным проект стал возможен благодаря участию в нем поэта, прозаика и литературоведа Максима Лаврентьева. Специально для концерта он создал оригинальные переводы сонетов Вивальди и поэтические эпиграфы к инструментальному циклу Чайковского.
«Вивальди проявил себя не только как великолепный композитор. Количество его поэтических сонетов, конечно, несопоставимо с музыкальными, их всего четыре. Но что это за сонеты?! В середине 20-х годов XVIII столетия, когда Вивальди работал над циклом из четырех концертов, он написал сонеты. Не знаю, предназначались ли они изначально для исполнения, но точно – для исполнителей. Вивальди подписывал отдельные строчки под кусками музыки, чтобы музыкантам было легче правильно интерпретировать его произведения. Эти сонеты представляют очень интересные и профессиональные поэтические тексты», – прокомментировал свое выступление Лаврентьев.
На протяжении года программа видоизменялась, постоянно дополняясь: так, сейчас добавился духовой орган, появилась другая скрипка, а Максим стал больше читать своих текстов, комментировать происходящее и рассказывать об истории произведений, не давая публике заскучать во время подготовки музыкантов.
«Полтора года назад я пришел сюда как зритель, меня привела Юлия Иконникова, – поделился воспоминаниями Лаврентьев. – Я послушал, музыка прекрасная, а ведение концерта было не на высоте. Читались жуткие переводы сонетов Вивальди и старые эпиграфы, но ни то ни другое совершенно не подходило. Я предложил поискать переводы, не нашел ничего пристойного и перевел их сам. А потом уже сами собой написались новые эпиграфы к Чайковскому. Я стал вслушиваться в его музыку, чего раньше не делал, потому что очень знакомая музыка всегда замыливается в наших ушах. Нужно было что-то не приклеенное к музыке Чайковского, а рожденное его музыкой. Так появились новые эпиграфы».
«Все завершается когда-нибудь./ Но жизнь, приблизившись к потемкам,/ смерть должна обмануть –/ ненадолго уснуть,/ земное отчизне вернуть,/ и продолжить свой путь то подземным,/ то звездным потоком», – читал Лаврентьев. А органная музыка, рождественская экспозиция, нарядная елка, падающий за окном снег, поэзия – все это создавало атмосферу праздника и радости, словно ты попал в детство, где есть время для внимательного изучения мира и любования им.
комментарии(0)