Сергей Зенкевич поздравляет Сергея Каратова с юбилеем, а Михаил Чердынцев поддерживает коллег. Фото Николая Круглова
В Малом зале ЦДЛ состоялся поэтический вечер Сергея Каратова. Это были одновременно и юбилейный вечер, и презентация книги «Во власти солнца». Этот сборник стихов можно считать в какой-то степени отчетом поэта перед читателями за полувековой период творчества. Несмотря на мороз и опасности пандемии, Малый зал оказался полон. Вечер открыл поэт Михаил Чердынцев, сокурсник Каратова по Литературному институту. Ведущий вспомнил студенческие годы, какими творческими надеждами, устремлениями и идеалами владели их умы. Он отметил, что многие выпускники Литинститута по-разному выбирали свой жизненный путь: кто-то стал сотрудником редакции, кто-то литературным чиновником, кто-то ушел в бизнес или в политику… Но Сергей Каратов бескомпромиссно служил поэзии. Чердынцев отметил не только философичность стихов юбиляра, но и цепкую память поэта к деталям, что делало стихи душевными, объемными, эмоционально окрашенными. Не случайно на стихи «Не оставляйте женщину одну» пять композиторов написали музыку: «Не оставляйте женщину одну,/ Чтоб на нее не возводить вину/ За смех и за ее беспечный вид,/ Что прикрывает горечь всех обид…// Чтоб не искать в своих домах следов,/ Чтоб не чинить по глупости судов,/ Чтоб не будить сомнения струну,/ Не оставляйте женщину одну…»
Стихи Каратова иногда завораживают не только своей мелодичностью, но и образностью. Сейчас мало кто пользуется этими приемами, сужая не только фонетическое и смысловое богатство русского языка, но и его метафоричность.
На вечере выступили: Сергей Зенкевич, Алла Арцис, Николай Круглов, Инна Заславская, Сергей Касьянов, Георгий Бойко, Людмила Олифирова, Александр Асманов, Дмитрий Ревский, Родион Рахимов, Ирина Ракина, Константин Карасёв, Максим Жарницкий, Евгений Клюзов, Нелли Копейкина, Виктор Логинов и др.
Каждый прочитал стихи Сергея Каратова, которые были наиболее близки их строю души.
Свою лепту в атмосферу вечера внес гармонист Александр Федосеев, который после сдачи экзамена в консерватории пришел на вечер по приглашению Каратова. Выступил азербайджанский поэт Мираббас Акдабанлы, чьи стихи переводил Сергей Каратов. Переводы – еще одна грань творчества виновника торжества.
А еще Каратову не чужды пародии и остроумные миниатюры, которые он именует «каратами». Вот, к примеру, четверостишье «Губа не дура»: «Утолщенью губ узнал причину –/ Девушкам не так важна прическа,/ Ибо, чтоб удерживать мужчину,/ Им нужна мощнейшая присоска».
Или у Сергея есть карат под названием «Отечественный мат», вызванный отношением к нему зазнавшихся литературных чиновников: «Попросишься куда-то,/ но опять/ Пошлют то на три буквы,/ то на пять,/ Сей мат всегда был/ у меня в чести/ За ту возможность/ выбора пути».
И все же лирика – главный козырь поэта. Его отдельные строки запоминаются с ходу: «Ива, иволга и Волга мне покоя не дают», – написал он в посвящении жене Галине.
Каратов изобретает свой лексикон: у него кедр «выкедриваться» стал, а о пандемии он придумал такой неологизм: «всех в мире пандемия заэбола». «Хожу, талантами звеня», – сказал он как-то в шутку, хотя это чистая правда – Сергей заядлый рыбак и корабел (моделист), архитектор замков из морских камней и знаток уральских самоцветов.
комментарии(0)