Участники чтений в театре Et Cetera. Фото Олега Хаимова
В театре Et Cetera состоялся третий по счету вечер проекта «Поэзия. XXI век». Он назывался «Коронавремя» и был посвящен текстам, вышедшим во время пандемии. Автором и режиссером цикла поэтических вечеров является Ольга Матвеева, а ее соавторами стали поэты Юрий Цветков и Данил Файзов, представляющие проект «Культурная инициатива». Эти вечера объединяют в одном пространстве две манеры исполнения стихов: актерскую и авторскую. Актеры читают стихи современных поэтов, которые не остаются без ответа, и делятся авторским взглядом на процесс чтения.
Разноуровневая сцена была представлена в виде ступенек, на которых художник Павел Ухлин разместил пять столов и стулья для участников. На каждом столе – керосиновая лампа, где-то стопкой положены книги, где-то наряжена миниатюрная елка, где-то кружка с дымящимся чаем – все это создавало домашнюю атмосферу уюта и ощущения тепла.
Собрались поэты Николай Александров, Анна Аркатова, Дмитрий Веденяпин, Дмитрий Воденников, Алексей Кубрик, Вячеслав Куприянов, Мария Малиновская, Виталий Пуханов, Данил Файзов, Юрий Цветков и актеры Татьяна Владимирова, Мария Скосырева, Наталия Житкова, Елизавета Рыжих, Анна Дианова, Наталья Баландина, Евгений Шевченко, Евгений Тихомиров, Егор Гордиенко, Кирилл Лоскутов.
Чтения открыла Татьяна Владимирова: «Для нас колоссальная честь и радость, что они пришли к нам в гости. Мы читали их стихи, готовились, разбирались в их поэтических мыслях. Что получилось, вы сейчас увидите». Первым прозвучали строки Алексея Кубрика: «я читал со стула воздушный корабль/ с того же стула яхонтов гудел человеку и пароходу/ мне было четыре года, когда приходил сентябрь/ из коммунальной кухни был черный ход на природу/ стертый гранит ступеней дверь на железный крюк...»
«Впервые услышала, как поэты с актерами читают стихи на одной сцене. То есть как? Сначала актеры читают стихи конкретного поэта – как они их услышали, а потом выходит сам поэт и читает по-своему. Три трогательных момента – Вячеслав Куприянов читал стихотворение «Песнь Одиссея», и актриса на сцене расплакалась; Дмитрий Воденников читал стихотворение «Пускай, пускай повалит этот снег...» с актрисой хором; Дмитрий Веденяпин подсказывал актеру свои стихи, когда тот сбивался», – после на своей страничке в соцсетях поделилась впечатлением поэт, сотрудник «НГ-EL» Елена Семенова.
Действительно, периодически поэты вмешивались в ход вечера, и это выглядело то смешно, то трогательно, но всегда дружелюбно и вызывало улыбку. Дмитрий Веденяпин, ненадолго приехавший из Парижа, выступил за время своего пребывания уже не на одной площадке, высказал удивление: «Я поражен, как внимательно вы слушаете столько стихов». Также он признался, что хотел начать с другого стихотворения, но недавно узнал о тяжелой болезни одного из его наставников по самбо и поэтому решил прочитать следующее: «Первенство по самбо. Длинный зал./ Запах пота, хлопка и… левкаса./ Я тогда Флоренского читал:/ Ксерокопию «Иконостаса». Я принес с собой ее тогда/ С чистой курткой (мама постирала)/ И читал урывками – ну да,/ Прямо там, не уходя из зала./ Я читал про вывернутый смысл/ Времени, границу сна и яви,/ А потом вставал и выходил/ На ковер в неочевидном праве/ Находиться сразу там и здесь,/ На ковре и в листьях слов и – ух ты! –/ Получалось сделать «ахиллес»,/ Оставаясь чем-то вроде буквы».
Не смогли присутствовать поэты Анатолий Найман, Юрий Кублановский и Ольга Седакова, но их стихи сначала продекламировали актеры, после чего были включены видеозаписи с их чтением. Стихотворения ушедшего в этом году Виктора Коваля прозвучали также в записи и в великолепном исполнении Кирилла Лоскутова, который словно перенял манеру чтения самого поэта. На вопрос о том, как проходила подготовка к выступлению, слушал ли он специально Виктора Коваля, Кирилл рассказал о том, что был лично знаком с поэтом и, конечно, слышал его чтение в театре в прошлый раз, однако, готовясь, он, наоборот, старался абстрагироваться и пытался нащупать смыслы и манеру чтения сам.
комментарии(0)