Три девицы под окном: Светлана Хромова, Екатерина Богданова и Мария Мельникова – с их художественными работами. Фото Сергея Каревского
В Зверевском центре современного искусства состоялся совместный вечер трех поэтов − Светланы Хромовой, Екатерины Богдановой и Марии Мельниковой, в рамках которого также прошла небольшая выставка художественных работ участниц. Было в меру людно − свободных мест не осталось, при этом атмосфера вечера все-таки ощущалась камерной.
Разная стилистика, тематика, разные углы зрения все-таки иногда пересекаются: если в стихотворении Мельниковой героиня, как в анекдоте, обрывает плавники золотой рыбки, путая их с лепестками, а автор задается вопросом, что бывает с рыбкой «после девочки», то у Хромовой неанекдотическая девочка недоумевает: какова дальнейшая судьба рыбки? Какова дальнейшая судьба других явлений, которые у тебя на глазах вдруг плывут кверху брюшком: «рыбка плывет кверху брюшком/ моя чудная желтая рыбка/ умерла с самого детства/ бедная бедная рыбка/ я тогда повторяла/ не понимая толком/ я и теперь не знаю/ что же мне делать если/ солнце плывет кверху брюшком/ небо плывет кверху брюшком/ бедное бедное солнце/ бедное бедное небо/ где моя желтая рыбка/ где моя желтая рыбка».
Выступление Хромовой состояло из трех частей: первыми прозвучали стихи из книги «Память воды» (как отмечает автор, стихи из книги уже давно не звучали ни на каких вечерах), затем из следующего сборника − «Непоправимый рай», а в завершение − новые, еще не вошедшие в книги вещи. «Все это так, что только б лечь ничком/ На землю райским сорванным дичком/ И жить без ветки радостно и смертно./ Я – дерево, я – осень, посмотри,/ Мой рай в тебе, он у меня внутри./ И жизнь глядит на нас немилосердно».
От элегического регулярного стиха перешли к более прямому и резкому высказыванию. Богданова прочла стихи о котах (некоторые из них можно найти на сайте Prosodia; другие новые стихи были опубликованы в этом году на «Полутонах»). Яркое и острое выступление поэта подсветило трагическую подоплеку кошачьего цикла, тема которого − смерть и последующее существование оставшегося любящего, вынужденного думать «о будущем без кота». «наш каракал в Грохольском переулке/ шершавой лапою шуршал/ и чавкал мягкой булкой;/сервал молчал,/ присев на теплое крыльцо,/ и, пряча нежное лицо/ за длинным хвóстом,/ все размышлял о том,/ как жить непросто/ в условиях засилия микунов;/ микун – единственный, заметим,/ а не стайный, думал втуне:/ зачем проклятые людишки/ используют меня –/ вообще-то это слишком! –/ как кисточку для туши/ и макают/ меня всего в чернильницу,/ в то время как/ достаточно бы было/ макнуть лишь уши».
Мельникова выбрала для своего выступления стихи, написанные незадолго до пандемии и во время нее. Зооморфная образность (и упомянутая выше рыбка, и звериные головы) оттенила тему хрупкости и странности человека и мира людей. «На первом этаже в Зоологическом музее/ Есть чучело слонихи Молли/ И на пюпитре распечатанный для нас/ Рассказ о жизни Молли в зоопарке,/ А рядом с Молли чучело слоненка,/ Который не был ей рожден, а был рожден/ Слонихой абсолютно не известной/ В веке девятнадцатом».
После поэтических чтений прошел мини-аукцион: гости вечера смогли приобрести кое-что из работ участниц. Были представлены картины Екатерины Богдановой, например, пламенеющий кот и оса, фотонатюрморты Светланы Хромовой и графика Марии Мельниковой.
комментарии(0)