0
1850
Газета Факты, события Печатная версия

08.12.2021 20:30:00

Стихи читают не советские

Вечер памяти Аиды Хмелёвой – поэта, диссидентки, подвижницы культуры

Тэги: поэзия, диссиденты, память, религия, философия, малая родина


поэзия, диссиденты, память, религия, философия, малая родина Сын Аиды Хмелевой – протоиерей Димитрий Болтрукевич исполнил песню «По дороге в Загорск…» на стихи поэта Евгения Блажеевского. Фото Александра Калинина

Вечер памяти поэта Аиды Хмелёвой прошел в Культурном центре академика Д.С. Лихачёва (библиотека № 73) в рамках проекта «Вселенная». Первым взял слово куратор проекта Николай Милешкин: «Так получилось, что именно здесь ее вечер открыл эту площадку, когда появилась необходимость найти еще одно место, кроме Малаховки… поэтому принципиально важно сегодня было сделать вечер ее памяти именно здесь». Он предложил всем выступавшим обязательно читать стихи и начал со стихотворения Любови Молоденковой (псевдоним Аиды Хмелёвой) «Кухня» (1961): «Собрались люди молодецкие,/ собрались граждане хорошие,/ стихи читают не советские…»

Владимир Кисаров, сотрудник библиотеки, последовал предложению Николая и продекламировал два лирических стихотворения Хмелёвой. Первое он выбрал, открыв книгу «Свидетель в созвездии Льва» (1998) на случайной странице: «Я желтым бессмертником чахну/ над черным твоих честолюбий./ Имя твое, как счастье,/ губы мои голубят…»

Поэт, критик Борис Кутенков рассказал об интервью, которое он брал у Хмелёвой (она просила называть ее Тапешкина) для журнала «Лиterraтура» в 2017 году. «Поэт – тот, кто слышит, во-первых, музыку этого мира, а во-вторых, музыку слова, вот это колыхание», – запомнились строки из этого интервью. Он также почитал стихи поэта Юрия Галанскова, близкого друга Аиды.

Поэт Илья Плохих с дрожью в голосе говорил о трехлетней дружбе с Хмелёвой, о ее помощи ему в поэтической судьбе и выпуске первой книги «Черная с серебром» (2018). «О, господи, как они пели/ в прохладном полночном апреле,/ три бабы под старой ветлой!/ Большая Луна сияла,/ Большая Вода стояла,/ оттаявшей пахло землей…» – он завершил выступление стихотворениями «Пасха в Кукуево» (1991) и «Деду Нилу Федоровичу Тапешкину» (1979).

«Ты был пригож, высок и статен,/ но неуклюж и весь некстати,/ и весь не впрок и невпопад,/ на старой сломанной кровати/ ты брал меня – твоих объятий/ храню чудовищный распад/ в крови/ О, позови!..» – эти строки из книги «Дверь» (2007) прозвучали в записи в авторском исполнении необыкновенно правдиво и обжигающе. На вечере чередовались выступления вживую и видеоматериалы, что еще больше погружало в тему, в атмосферу ее жизни. Временами казалось, что героиня где-то рядом и участвует в вечере.

Журналист Николай Троицкий прочитал стихотворение 1997 года, и поведал о своем общении с Хмелёвой. Нельзя не согласиться с его фразой: «Воистину Аида была последним поэтом деревни… ее мудрость идет оттуда, от земли, от деревни… При образованности и утонченности благодаря этому она была такой необыкновенной…»

Екатерина, дочь поэтессы, показала на экране фотографии и прокомментировала их. Протоиерей Димитрий Болтрукевич (старший сын) также смог в этот день приехать в библиотеку. Он вспомнил, что, когда мама вернулась в Россию, она как-то произнесла: «Я в свое время сделала одну очень большую ошибку, чтобы участвовать в диссидентском движении, мне надо было становиться министром культуры, я бы тогда больше пользы принесла…» Его рассказ о маме был очень теплым и живым: «Мама родила от всех, кого любила. Нас шестеро… Мы очень дружны, очень родны, очень любим друг друга… Это мамина заслуга… Спасибо тебе, мамочка, большое, что ты родила меня кукуевцем…» Малая родина Аиды Хмелёвой – деревня Кукуево в Нелидовском районе Смоленской области. Димитрий Болтрукевич завершил свой рассказ исполнением песни «По дороге в Загорск…» на стихи поэта Евгения Блажеевского под аккомпанемент гитары.

В конце основной части вечера были показаны видеосюжеты об открытии храма в деревне Кукуево, идейным вдохновителем возведения и первоначальным спонсором (продавала картины из личной коллекции) была Аида Моисеевна. Уже за чаепитием продолжилось пение под гитару и обмен воспоминаниями о родном и дорогом человеке.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


От Амальрика до Якира

От Амальрика до Якира

Мартын Андреев

Грани и оттенки инакомыслия

0
1393
Озер лазурные равнины

Озер лазурные равнины

Сергей Каратов

Прогулки по Пушкиногорью: беседкам, гротам и прудам всех трех поместий братьев Ганнибал

0
758
Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Вдруг на затылке обнаружился прыщик

Алексей Туманский

«Детский» космос и репетиция мытарств в повестях Александра Давыдова

0
722
Отказ от катарсиса

Отказ от катарсиса

Данила Давыдов

Персонажам Алексея Радова стоило бы сопереживать, но сопереживать никак не выходит

0
755

Другие новости