Заместитель директора по научной работе ВИЭМ Алексей Зинатулин, поэт Лета Югай и сотрудник ВИЭМ Екатерина Вихрова. Фото автора
Торжок расположен на пути из Петербурга в Москву и из Москвы в Петербург, топологически расходится во все стороны, во все концы России, соединяет смыслы, литературные вехи. Великие русские литераторы, от Пушкина до Толстого, останавливались в гостинице «У Пожарского» на краю почтово-литературного тракта русской истории. «На досуге отобедай/ У Пожарского в Торжке,/ Жареных котлет отведай/ И отправься налегке», – советовал Пушкин своему товарищу Соболевскому. Невозможно проехать мимо Торжка тому, кто решил «проездиться» по России: по одной стороне тракта – гостиница Пожарских, где теперь хоть и не подают собственно котлет, но торгуют сувенирами в виде «котлеток», нового символа города, по другой – императорский путевой дворец, скрывающийся за памятником Ленину и могилами революционеров.
«Торжок – столица Вселенной», – шутит заместитель директора по научной работе Всероссийского историко-этнографического музея (ВИЭМ) Алексей Зинатулин, рассказывая историю про открытку из Венеции, посланную как-то одним новотором другому (новотор – от Новый Торг – это житель Торжка). Открытка на родину содержала текст: «Интересный городок, везде вода». ВИЭМ состоит из множества уникальных элементов: той самой гостиницы Пожарских (она и ранее была культурным центром, но сейчас получила официальный статус музейного филиала), Этнографического центра, в котором не только знают старинные песни, но и умеют их петь, музея с мастер-классом по чтению берестяных грамот от экскурсовода Екатерины Злобиной, «Дома России» – площадки для всевозможных творческих встреч. Здесь везде, от гостиниц и кафе до музейных зданий, можно взять яркий флаер с информацией об актуальных культурных событиях.
Ночью искусств в «Доме России» стартовал музейный фестиваль «Дни Вологодской области в ВИЭМ». Открыл его поэтический вечер вологодского поэта, доцента РАНХиГС, руководителя проекта «Стратегии порождения и тактики восприятия поэтического текста» Леты Югай «Надписи на прялках». В стихах Леты наиболее часто затрагиваются темы памяти и забвения. «Забыть-река» – название одного из ее поэтических сборников. Возможно, это спровоцировало вопрос из зала: «А вас поэтому зовут Летой?» Что же касается научной работы, то тема исследований Югай – истории о живых и мертвых, об этом ее книга «Челобитная на тот свет: вологодские причитания в XX веке».
Лета прочитала стихи из цикла «Надписи на прялках», рассказала о проекте «Имена», в который эти стихи включены наравне с авангардной живописью Александра Пестерева и собственно старинными прялками. Сотрудники ВИЭМ, в свою очередь, поделились рассказами о прялках – «спутницах женской судьбы» – из своих фондов. Грозди рябины, украшавшие зал, перекликались с росписью на одной из прялок.
Вологда и Торжок связаны личностью этнографа Николая Елоховского. Он родился в Вологде, в Доме Юшиных. Когда жизнь становилась особенно тяжела, он возвращался туда к бабушке и ее отменным пирогам, но вот состоялся как этнограф он именно в Торжке. Вместе со своими учениками он записывал сказки, песни, местные словечки и другие знаки уходящей старины. Ему посвящен один из залов музея. «Вы родились почти через сто лет после него, и тоже занимаетесь сохранением старины, и тоже пишете стихи, – сказала Лете заведующая научно-экспозиционным отделом Любовь Краснолуцкая. – Пусть это будет знаком связи наших областей».
комментарии(0)