В исполнении Максима Волчкевича прозвучали не только стихи, но и романсы, танго, вальс… Фото Александра Калинина
В Культурном центре имени академика Д.С. Лихачева прошел необычный музыкально-поэтический вечер, организованный проектом «Вселенная». На сцене был поэт, композитор и гитарист Максим Волчкевич. Это имя было хорошо известно в московской поэтической среде 90-х годов, а теперь многое говорит любителям авторской песни. Двадцать лет назад Волчкевич был редактором альманаха «Окрестности» и печатался в «Новом мире». Потом внезапно исчез из поля зрения литературной тусовки, и не потому, что перестал писать. Просто его захватила другая стихия – музыка. За эти годы было создано более 60 песен, не только на свои стихи, но и на тексты поэтов Серебряного века и Иосифа Бродского, Арсения Тарковского и других авторов. На вечере были представлены три музыкальных альбома, а также сборник стихов «Техника акварели».
Другие книги Максима Волчкевича вряд ли доступны широкой публике – это учебники и задачники по геометрии. Возможно, именно математике поэт обязан своим удивительно цельным восприятием мира. Это особый дар: видеть гармонию и в алгебре, и в том, что на первый взгляд кажется хаосом. Ощутить все мироздание как единый стройный ансамбль. Конечно, звучали и другие стихи, злые и скорбные, посвященные страшным страницам нашей истории, где каждая трагедия переживается как нарушение исконной гармонии миропорядка. Даже смерть в восприятии поэта – это черный бархат, призванный оттенять красоту вечной любви и искусства: «Живи легко, испытывая радость/ Созвучий тех, что смерти не слышны,/ Из стебелька высасывая сладость/ И музыку творя из тишины./ Не прекословь. И сам того не зная,/ В обыденности к Богу прикоснись./ Великое пройди не замечая –/ И малости ничтожной поклонись».
Легкость эта – вовсе не наивность и беззаботность юноши, но сознательный выбор человека, который увидел мрачные стороны жизни и все же сохранил способность прозревать через них изначальную Красоту. Черная бездна Космоса вызывает у него не метафизический ужас, а восторг. Любая «малость» повседневности переживается как великое чудо: облако на ладони ветра, одуванчиковый пух, симфония дождя… И к этому же переживанию божественного присутствия в мире приглашала музыка.
Максим Волчкевич владеет гитарой так же виртуозно, как словом, а с поддержкой флейты, кларнета (Павел Ерохин) и перуанского ударного инструмента кахона получился настоящий ансамбль. Музыка проносила слушателей по разным эпохам и странам: звучали романсы, танго, вальс, ритмы Латинской Америки и джаза… От зрителей потребовалась максимальная концентрация – полное погружение в мир стихов и звуков, в то удивительное состояние, когда человек не ощущает разницы между собой и миром, а в конечном счете – между миром и Богом.
Завершился концерт вопросами зрителей, разговорами о поэзии и музыке и уютной общей беседой за чашкой чая.
комментарии(0)