Письмо с рисунком Альберта Бенуа от 1 октября 1930 года. Из собрания Михаила Сеславинского |
Первым взял слово собиратель поэзии XIX–XX веков Борис Хайкин, выделив в эпистолярном жанре несколько направлений, среди которых особое место занимает донос. В качестве примера Борис продемонстрировал донос писателя Аркадия Васильева (1909–1972) на поэта Ярослава Смелякова (1913–1972). Первый готовил очередной донос на Андрея Синявского (1925–1997), а Смеляков, как-то встретив его, сказал: «Что, сволочь, готовишь очередную речь против Синявского?» На что Васильев ответил заявлением в руководящий орган Союза писателей: «Если мразь, подобная Синявскому, еще раз будет поймана с поличным, я еще раз выступлю с речью…» – и попросил обсудить вопрос о поведении товарища Смелякова на секретариате.
Вслед за ним выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский, представивший подборку открытых писем 1920–1930-х годов Альберта Николаевича Бенуа (1852–1936), украшенных его нежными и тонкими акварелями. Письма обращены к сыну Альберту Альбертовичу Бенуа (1879–1930) и внукам Михаилу Альбертовичу Бенуа (1901–1971) и Александру Альбертовичу Бенуа (1913–1942) и носят преимущественно бытовой характер.
После этого Сеславинский продемонстрировал несколько писем еще одного художника – Федора Рожанковского (1891–1970), адресованных оставшейся в Советском Союзе сестре Татьяне. Все они также относятся к тому редкому формату эпистолярного наследия, когда текст сопровождается прекрасными тематическими рисунками, и датируются концом 1940-х – началом 1950-х годов. Речь в них идет о простых житейских делах: наличии работы и контрактов со стороны издательств, состоянии здоровья, круге чтения, воспоминаниях о детстве.
Директор Государственной публичной исторической библиотеки России Михаил Афанасьев рассказал о письмах младшего брата своего прадеда – общественного и судебного деятеля, председателя совета Московского городского народного университета имени Альфонса Шанявского, председателя Толстовского общества Николая Давыдова (1848–1920), написанных им за восемь месяцев до своей кончины, в которых он просил помочь ему выехать для лечения в Финляндию.
Историк искусства Ильдар Галеев на этот раз выбрал литературную тему и рассказал о хранящейся у него подборке писем Николая Заболоцкого своей супруге Екатерине Клыковой периода ее кратковременного романа с Василием Гроссманом.
Выступивший в заключение заседания председатель Московского клуба библиофилов Леонард Чертков представил собравшимся три документа. Первый – это письмо-ходатайство Владимира Фаворского в отдел кадров Изогиза, в котором он просил взять его учеников Михаила Полякова (1903–1978) и Шаргородского на работу в качестве художников-графиков. Второй – это письмо художника Николая Купреянова (1894–1933) искусствоведу Марии Холодовской (1898–1989) с вкрапленными в него рисунками, которое интересно не только читать, но и рассматривать. Третий – это рукописный свиток, текст которого стилизован под полуустав. В нем описывается праздничное застолье членов Русского общества друзей книги (РОДК). Интересным дополнением к нему служат карта вин и меню, изготовленные Иваном Павловым (1872–1951) и Федором Рербергом (1865–1938) соответственно.
комментарии(0)