Татьяна Данильянц (справа) принимает поздравления. Фото Марианны Власовой
«Стихи плюс кино» – так назывался вечер Татьяны Данильянц, состоявшийся в Музее Алексея Толстого и приуроченный к ее дню рождения. Справедливости ради надо сказать, что вечер должен был бы называться «Стихи плюс кино плюс арт», ведь Данильянц – не только поэт и кинорежиссер, но и художник, чьи фотографии, скульптуры и коллажи находятся в крупных коллекциях по всему миру; они выставлялись от Русского музея в Санкт-Петербурге до Русского музея в Миннеаполисе, США. Сама Татьяна не стала говорить об этой части ее деятельности, как и не стала просить своих коллег, поэтов и критиков, писавших о ней, выступить на вечере, чтобы «не курить ей ненужного фимиама».
Татьяна Данильянц особым образом срежиссировала вечер, смикшировав отрывки полнометражных кинофильмов и фрагменты поэтических книг разных лет. По ее словам, ей хотелось создать некую пространственно-временную сетку, чтобы показать, как ее стихи связаны с фильмами. Двигаясь от ранних стихов 90-х, почти полностью вошедших в книгу «Белое» (2006), Татьяна показала фрагменты фильма «Сад, который скрыт», своей, наверное, самой известной киноработы. Фильм-эссе, действие которого разворачивается в Венеции. Образ сада, который скрыт, – поэтическая метафора, которая, по словам автора, показалась ей наиболее уместной в отношении этого удивительного города, с которым она была связана четверть века. В фильме приняли участие десять коренных венецианцев, и в их числе граф Джироламо Марчелло, близкий друг Иосифа Бродского. С Марчелло Татьяна была знакома многие годы. Отрывок из другого своего фильма, «Шесть музыкантов на фоне города», Данильянц соединила с книгой «Красный шум» (2012). Эта картина тоже посвящена городу, но это уже Ереван, увиденный и услышанный шестью замечательными армянскими музыкантами. Среди них музыкант, маг дудука Дживан Гаспарян и Арто Тунчбояджян, создатель группы «Armenian navy band». Несколько лет назад фильм прошел в кинотеатральном прокате в России, был также отмечен жюри на кинофестивалях в Нью-Йорке и Торонто.
В движении от стихов к фильмам становилась видна их стилистическая и эмоциональная схожесть. Прозрачность, минимализм стихов (не зря исследователи отмечают близость поэтики Татьяны Данильянц и поэтики Геннадия Айги, о многолетней дружбе с которым, кстати, она упоминала) и проявленная в фильмах сдержанная экспрессивность, а также открытость миру европейской культуры, от Венеции до пестрых Балкан, образовали особый объем, особую плотность, которые отметили гости вечера во время сессии вопросов и ответов.
Последним кругом стало чтение стихов из книги 2019 года «В объятиях реки» и совсем новых стихов, вышедших в нью-йоркском «Новом Журнале», а также показ отрывков из фильма «Венеция на плаву». Татьяна заметила, что хочет показать именно этот фильм вместе с новыми текстами, так как тема воды, памяти и движения – это то, что объединяет их тематически и экзистенциально.
О чем стихи Данильянц? По словам критика и писательницы Марианны Ионовой, «о человеке в среде (и это богатство, которое еще предстоит оценить), не наедине с собой любимым, но наедине со всеми – любимыми: людьми, красками, запахами, звуками, именами. Наконец, наедине с Тем, Кто является абсолютным Адресатом, так как является абсолютным Источником».
К этому хочется добавить, что и поэзия, и фильмы Татьяны Данильянц – о страстном стремлении погрузиться в себя… и в мир, для того чтобы максимально осуществиться. «Будем всем, будем всеми,/ а зачем иначе эти:/ роза-жасмин-лилия/ перед нашими,/ перед нашими/ глазами».
комментарии(0)