На выставке, посвященной Софии Парнок, представлено много редких фотографий. Фото автора
В Музее-квартире Алексея Толстого (филиал ГМИРЛИ им. В.И. Даля) открылась выставка «Так и по свету тихо прошла», посвященная творчеству поэта и критика Софии Парнок и приуроченная ко дню ее рождения. В анонсе к выставке кураторы проекта, заведующая отделом музея Инна Андреева и научный сотрудник Софья Дурова, отметили: «Имя Софии Парнок, почти забытое сегодня широкой публикой, для дома Алексея Толстого отнюдь не второстепенное и не чужое. Целью выставки является возвращение читателю прекрасных стихов Софии Парнок, их возрождение и становление имени поэтессы в рядах плеяды известных авторов 10–20-х годов прошлого века, таких как Цветаева, Ахматова, Пастернак и других».
Открывала выставку Инна Андреева, которая напомнила присутствующим, что София Парнок оставила свой след в культуре Серебряного века, была знакома и дружна со многими поэтами и писателями того времени. Куратор раскрыла гостям небольшой секрет, почему именно это место было выбрано для выставки: «Она была вхожа в этот дом, так что Алексей Толстой хорошо знал ее стихи». София Яковлевна дружила с сестрами Крандиевскими, одна из которых, Наталья, стала женой Толстого.
Михаил Шапошников, заведующий отделом ГМИРЛИ имени В.И. Даля «Музей Серебряного века», эмоционально продолжил: «Для меня София Парнок – одна из лучших, сильнейших поэтесс, и именно она одной из первых ввела в Россию «софическую» поэзию...» Он также поведал, как сочувственно писал о ней в своей статье о женской поэзии Валерий Брюсов, что ее имя звучало в эпоху Серебряного века довольно громко, и не только из-за сложной и во многом трагической связи с Мариной Цветаевой.
Основу экспозиции составили предметы первой трети прошлого века из фондов ГМИРЛИ имени Владимира Даля и частного архива Софии Парнок. Среди них много журналов тех лет: «Русская мысль», «Заветы», «Северные записки» и др., – в ряде которых опубликованы малоизвестные стихи поэта. В витрине на раскрытой странице журнала «Русский современник» № 2 (Издательство «Красная новь», Ленинград, 1924 год) читаешь строки: «Ни до кого, никому, никогда./ Не было, нет и не будет дела./ Мчатся под небом оледенелым/ – Куда? Люди знают куда!/ Огнедышащие поезда./ Некогда, некогда, некогда, – так,/ Скороговоркой железною, в такт/ Сердцебиению мира!/ Громче греми, громыхающий ад,/ Скоро во мраке заблаговестят/ Трубы прощального пира!» А чуть ниже видишь второе стихотворение: «Кто разлюбляет плоть, хладеет к воплощенью,/ Почти не тянется за глиною рука./ Уже не вылеплю ни льва, ни голубка,/ Не станет мрамором, что наплывает тенью.../ На полуслове – песнь, на полувзмахе – кисть/ Вдруг остановишь ты затем, что их не надо.../ Прощай, прощай и ты, прекрасная корысть,/ Ты, духа предпоследняя услада!» Осознаешь, как был прав Владислав Ходасевич с его достаточно известной фразой: «Ею было издано несколько книг стихов, неизвестных широкой публике, – тем хуже для публики».
Интересной находкой оформления можно назвать галерею фотографий, часть из которых создана с помощью нейросети и компьютерных программ, у зрителя остается впечатление живого образа. Украсили выставку два портрета Парнок, написанных современными художниками Максимом Парнахом (внучатым племянником Парнок) и Ириной Дмитренко. Приятным подарком для присутствовавших стал концерт с участием Инны Тудаковой, певицы и автора-исполнителя, и Елены Фроловой, певицы, поэта и композитора.
Выставка будет открыта для посетителей до 20 сентября.
комментарии(0)