Александр Кушнир демонстрирует свою книгу об Илье Кормильцеве. Фото автора |
Гости прогулялись в компании журналиста от памятника Александру Пушкину по Страстному бульвару и попали в галерею. Было ощущение, что история русского рока ожила: здесь расположились архивы свердловского рок-клуба, уникальная коллекция Кушнира, а также вещи, предоставленные екатеринбургским кинорежиссером и фотохудожником Олегом Раковичем, дизайнером Александром Коротичем, поэтом Николаем Соляником и др.
Среди экспонатов: печатная машинка, стационарный телефон и акустическая гитара Ильи Кормильцева; раритетные фото с ранних выступлений групп «Урфин Джюс», «ЧайФ» и «Наутилус Помпилиус»; стенгазета «Архитектор» и другая свердловская самиздатовская рок-пресса; музыкальные инструменты и даже «кусочек пола» легендарного ДК им. Свердлова. Также впервые в Москве будут продемонстрированы: 16-мм кинокамера «Красногорск-2» Владимира Хотиненко, которую кроме него осваивал тогда начинающий режиссер Алексей Балабанов; оригинал рукописи песни «Осень» Александра Башлачева; манифест Свердловского рок-клуба, первые копии катушечных альбомов «Разлука» и «Невидимка» «Наутилуса», редкие видеосюжеты из жизни и быта уральских рокеров, а также яркие картины юной художницы Ксении Прониной (Фрау Кестер), посвященные группе «Наутилус Помпилиус».
«Главная задача выставки – объяснить посетителям, каким образом зародился такой феномен, как «уральский рок», – объяснил Кушнир. – В условиях закрытого города и полной изоляции от музыки «Аквариума», Майка и «Машины времени» гениальные провокаторы Кормильцев, Белкин, Пантыкин, Умецкий и Балабанов создали новый рок-н-ролльный мир, кардинально отличавшийся от многих достижений того времени. Испокон веков в послевоенном Свердловске любили и умели изобретать велосипед, и надо признать, что сермяжным рокерам удавалось сделать в самых разных отраслях – от звукозаписи и «поиска нового звука» до дизайна магнитоальбомов и концертных костюмов. Теперь мы сможем реанимировать эволюцию этого удивительного процесса, раскрыв тайны творчества полузабытых рок-групп «Каталог» и «Трек» – и до новейшей истории поколения «Курары» и «Сансары». Показательно, что эту волшебную лабораторию должны были нынче создавать и демонстрировать на Урале, но в итоге показывают в Москве. Как говорится, нет пророка в своем отечестве, поэтому – только для посвященных».
Во время рассказа Кушнира открывались все новые и новые тайны, приправленные шутками и байками. Иногда было сложно понять, где правда, а где художественный вымысел. Например, о трех китах, на которых зиждется уральский рок: появление в 1972 году на железнодорожном вокзале Свердловска Дэвида Боуи; концерты Михаила Науменко и Виктора Цоя; фестиваль «Студенческая весна», прошедший в 1978 году.
Иван Ефимов, эксперт аукционного дома «12-й стул», помогавший создать выставку Кушниру, рассказал, как она появилась и о ближайших планах: «Это логичное продолжение нашей работы с темой русского рока. Русский рок и как песня, и как музыка, и как поэзия, и как культурный и исторический феномен, который взорвал Советский Союз изнутри, останется важной частью культуры. То, чем мы здесь занимаемся, можно назвать предвосхищением появления музея русского рока. Сейчас выставка посвящена уральскому року, следующая посвящена Новосибирску и сибирскому року...»
После экскурсии гости смогли обсудить услышанное с автором книги и коллекционером, поделиться впечатлениями, а также послушать песни группы «Обними кита» и наконец использовать по назначению знакомый по творчеству группы «ЧайФ» реквизит – бутылку кефира и полбатона.
комментарии(0)