Веронике Третьяк помогала выступать дочь Аня. Фото Александра Калинина
Вечер, посвященный Юлии Матониной (1963–1988), в рамках цикла «Уйти. Остаться. Жить» проекта «Вселенная» прошел в Культурном центре академика Д.С. Лихачева.
Жизненный путь поэтессы призрачным меридианом пересекает географию родной страны: родилась в Пятигорске, ребенком была в Москве, выросла в Архангельске и уехала с мужем в Соловецкий край, где жила, работала, растила троих детей. О ее таланте было известно и за пределами родных краев – детские стихотворения были оценены еще тогдашним главным редактором журнала «Юность» Борисом Полевым и Беллой Ахмадулиной. Творческий потенциал Юлии раскрылся и в театральной среде: будучи совсем юной, она стала актрисой Архангельского театра кукол, а вместе с супругом, Василием Матониным, они создали на Соловках детский театр.
Трагично ушедшая «из дома, а потом из жизни», она оставила после себя небольшой, но яркий корпус текстов, объединенных в посмертно изданных сборниках 1989, 1992 и 2014 годов – последний получил название по строке из ее стихотворения «Вкус заката».
Достойная подборка стихов Юлии представлена во втором томе антологии «Уйти. Остаться. Жить». Один из ее составителей – поэт, литературный критик и культуртрегер Борис Кутенков – выступил на вечере с жизнеописанием Юлии и прочитал избранные стихи. В своем видеообращении муж Юлии Василий Матонин поделился историями из их семейной и творческой жизни и спел под гитару несколько песен на стихи жены. Литературный критик и соведущая проекта «Полет разборов» Вероника Третьяк, пришедшая на встречу с маленькой дочерью Аней, поделилась своими наблюдениями, среди которых – сравнение стихов Матониной со стихами Варлама Шаламова. Сходство, по ее словам, проявляется не только в отражении тяжелых климатических условий – на Соловках и в Сибири, – но и в ледяной прозрачности самого поэтического голоса, в предощущении боли и смерти.
Последующие заочные выступления украсили вечер не менее интересными рассуждениями. Поэт и эссеист Роман Шишков высказал замечание о шероховатости письма Матониной, маленьких дисгармонических деталях, отметив при этом, что мастерство поэтессы, разумеется, развилось бы, если бы ее творческий и жизненный путь был более продолжителен.
Автор глубокой аналитической статьи о творчестве поэтессы, главный редактор литературного журнала «Крещатик» Елена Мордовина обратила внимание на схожесть духовной организации Матониной и недавно ушедшего от нас Петра Мамонова: «В них что-то всеобъемлюще христианское и вместе с тем что-то шаманское, дорелигиозное».
Просмотр архивных фотографий завершил мемориальный вечер, после которого осталось много очень разных ощущений: и светлая грусть, и радость от услышанных стихов, и благодарность организаторам.
комментарии(0)