Андрей Дорошин рассказал, как он спас стихотворение, посвященное Солженицыну. Скриншот трансляции
Летней темой заседания клуба «Библиофильский улей» Национального союза библиофилов (НСБ) стала «Новейшая история в библиофильских собраниях». Встреча была приурочена к 100-летию со дня рождения советского физика-теоретика, одного из создателей первой водородной бомбы, общественного деятеля, правозащитника, лауреата Нобелевской премии – Андрея Сахарова. Из-за новых коронавирусных ограничений она прошла в формате видеоконференции.
Первым выступил председатель НСБ Михаил Сеславинский, рассказавший почти фантастическую историю о книге философа, математика, узника сталинских лагерей Юрия Гастева (1928–1993) «Гомоморфизмы и модели. Логико-алгебраические аспекты моделирования» (1975), вызвавшую жуткий академический скандал.
Как-то в марте 1953 года Гастев услышал по радио голос Юрия Левитана: «За прошедшую ночь в здоровье товарища Сталина наступило серьезное у-худ-шение!.. Несмотря на интенсивное кислородное и медикаментозное лечение, наступило дыхание Чейна–Стокса!» Так называется дыхание, наступающее незадолго до клинической смерти. Этот синдром впервые был описан врачами Чейном (1827), а затем подробнее Стоксом (1857).
Через 22 года, в предисловии к описываемой книге он выразил им благодарность за помощь и поддержку. И даже пошел дальше: в список использованной литературы Гастев включил статью под изобретенным названием The Breath of the Death Marks the Rebirth of Spirit («Дыхание смерти знаменует возрождение духа»), датировав ее, как легко догадаться, мартом 1953 года. И, как ни смешно, книга вышла со всеми этими безобразиями. Все же кто-то из читателей оказался бдительней ученых редакторов и «настучал» куда надо. В результате в начале 1976 года появилось специальное постановление редакционно-издательского совета Академии наук СССР: «О грубых ошибках, допущенных издательством «Наука» при издании книги Юрия Гастева «Гомоморфизмы и модели».
Вслед за этим руководитель НСБ показал уникальный экземпляр знаменитого сборника неподцензурных текстов советских литераторов – «Метрополь» (1979) с автографами и дарственными надписями его участников, адресованными ему спустя почти 30 лет со времени его выхода. Среди них есть такие: «Уважаемый Михаил Вадимович! В 1979 году в самом дурном сне невозможно было представить, что в 2008-м я смогу СВОБОДНО (!) надписать Вам родной «Метрополь»! Однако – свершилось. Марк Розовский. 14 фев. 2008 г.»; «27.10.06. Михаилу Сеславинскому – поклон от «метропольца» Попова. ЦДЛ, комната № 8. Евгений Попов»; «Михаилу Вадимовичу с незабываемой грустью. Аркадий Арканов. 29.09.2008»; «Метрополь» – жив! Василий Аксенов» и др.
Не осталось без внимания и выступление главного редактора альманаха «Невский библиофил» Андрея Дорошина, который продемонстрировал неопубликованную рукопись стихотворения советского искусствоведа и библиофила Алексея Сидорова «Недобрый сонет». Текст был написан в 1974 году, после того как в декабре 1973 года было принято решение о лишении Александра Солженицына гражданства и высылке его из страны из-за выхода в Париже книги «Архипелаг ГУЛАГ». Случилось так, что Андрей Юрьевич лет десять назад практически остановил за руку одного петербургского книжника, нашедшего у себя в собрании листок с автографом Сидорова и готового разорвать его. Вероятно, это правильно, чтобы рукописи и не горели, и не рвались. Даже такие: «Да – в книгах кроется порою яд,/ Отравой дышат старые страницы…/ Читал ты «Молот ведьм», чьи вереницы/ Зловещих строк о пытках говорят?/ – Но защищает преданный отряд/ Науки и поэзии границы!/ Какой-то не сумеет Солженицын/ Поколебать победоносный ряд!/ Кто убежден – не станет на колени./ Над нами щит и светоч мира – Ленин,/ Перед неправдой отступать нельзя!/ В орбите книжной – лавры и вериги…/ – И все-таки, в последнем счете КНИГИ/ – единственные верные друзья!»
комментарии(0)