0
2602
Газета Факты, события Печатная версия

30.06.2021 20:30:00

Демонический и светлый

Разгон и торможение в сборнике Алексея Сомова

Тэги: поэзия, проза, эссе, сборники, память, удмуртия, чак паланик, изобразительное искусство


24-11-3480.jpg
Денис Вафа назвал чередование прозы
и стихов разгоном и торможением. 
Фото Николая Милешкина
В Культурном центре академика Д.С. Лихачева проект «Вселенная» в рамках цикла «Уйти. Остаться. Жить» представил сборник эссе, воспоминаний и стихотворений Алексея Сомова (1976–2013) «Грубей и небесней».

Алексей Сомов – один из авторов первого тома антологии «Уйти. Остаться. Жить» и герой литературных чтений «Они ушли. Они остались». Составители сборника во главе с Борисом Кутенковым рассказали о процессе рождения книги, о трудностях выбора названия и оформления. Нехронологическое расположение текстов книги породило занимательный заочный диалог: на вечере прозвучали слова Марии Куприяновой о том, что составители хотели донести такой композицией какую-то мысль и это само по себе необычно, однако Валерий Отяковский писал некоторое время назад, что не следовало чередовать в книге поэзию и прозу. Денис Вафа, в свою очередь, назвал то же самое «разгоном и торможением», благоприятно влияющим на читателя.

Сомов – поэт, эссеист, прозаик. Он жил и работал в Удмуртии, в городе Сарапуле. Его творчество, не раз на вечере названное амбивалентным: демоническим и светлым, – приходящееся на 1990-е и нулевые годы, вобрало в себя широкий пласт мировой культуры и может быть справедливо названо репрезентативным для этого периода отечественной литературы.

В эссе «Боже, спаси Паланика» Сомов пишет: «Обычные люди в необычной ситуации – вам это ничего не напоминает?» Напоминает, а именно: так формулируется принцип магического реализма, если следовать литературоведческой традиции. Конечно, литературному пространству еще только предстоит осваивать это направление, тем не менее издание книги «Грубей и небесней» положило начало рефлексии над наследием отечественных авторов. Справедливо в этом контексте вспомнить слова доктора филологических наук Александра Маркова: он назвал поэзию Алексея Сомова «неотъемлемой от всей истории русской поэзии».

Особенного внимания заслуживает тот факт, что среди гостей на вечере присутствовала Елена Руфова – художница, героиня вошедшего в книгу эссе «Облако имени Лены Руфовой». Это стало для организаторов приятным сюрпризом: тихо сидящая в зале, она знала поэта и его семью, так как жила в Удмуртии, в городе Воткинске. Произошло некоторое сближение с биографической реальностью ушедшего поэта, появилась редкая возможность узнать некоторые факты почти из первоисточника.

Вечер был организован таким образом, что выступления литературных критиков и ценителей творчества Сомова перемежались прослушиванием аудио- и видеозаписей с авторским чтением стихов и просмотром архивных фотографий. Среди выступавших очно были Елена Семенова, Вероника Третьяк, Василий Геронимус, заочно участвовали Александр Марков, Герман Власов, Александр Корамыслов и Ирина Кадочникова.

Уровень выступавших позволяет говорить о том, что в этот вечер состоялась полноценная филологическая конференция по стихам Алексея Сомова.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Когда кумиры становятся коллегами

Когда кумиры становятся коллегами

Ирина Кулагина

Новый виток литературной мастерской Сергея Лукьяненко

1
2377
У меня к вам идеал!

У меня к вам идеал!

История о бороде и назидательное, но, возможно, где-то философское эссе

0
2445
Тоска по миру гармонии

Тоска по миру гармонии

Мария Бушуева

Автопортрет Бориса Кутенкова, перерастающий границы личного

0
892
В Бедламе нелюдей

В Бедламе нелюдей

Виктор Леонидов

Безумной была не Марина Цветаева, безумным было время

0
1314

Другие новости