Николай Байтов декламирует стихи из рукописной книги, подаренной Германом Лукомниковым. Фото Геннадия Шингарева
В Зверевском центре современного искусства состоялся уже третий по счету вечер тотального искусства. Организаторы мероприятия Александр Курбатов, Алексей Сосна и Надежда Гоманькова изначально предположили, что в программе произойдет реинкарнация некоторых акций Клуба литературного перформанса с их частичным переосмыслением.
Неудивительно, что главным героем вечера стал поэт Николай Байтов, который в середине 90-х годов вместе со Светой Литвак стоял у истоков Клуба литературного перформанса. Кроме этого, у Байтова в мае этого года юбилей – 70 лет.
Встреча началась с просмотра фильма Светы Литвак «Дитя поэт», смонтированного из отдельных фрагментов, снятых еще в конце прошлого века. Кто-то из гостей увидел себя и своих знакомых, кто-то просто с удовольствием смотрел коллаж любительской съемки из жизни московской литературной богемы – как поэты пели, читали стихи, шутили, общались, создавали перформансы. Особенно впечатлил центральный эпизод фильма: Байтов пишет стихи в реальном времени.
Как только в зале зажегся свет, взявший на себя роль ведущего Курбатов громко объявил: «Необходимо сдвинуть скамейки попарно и садиться спинами друг к другу, чтобы это напоминало электричку». Так началась акция «Поэтические чтения в электричке Москва−Петушки». Первым вдоль скамеек прошел ведущий, громко читая прозу Байтова «Похвала рифме». Ни один вагон электрички не видел столько выступающих. Для пассажиров декламировали стихи именинника и свои собственные поэты Алиса Орлова, Марина Крапивина, Андрей Воркунов, Сергей Синяков, Андрей Чемоданов и др. «…а здесь в полвторого пусть всегда будет солнце/ эко диво как сказал знаменитый/ день чудесный когда дерутся два японца/ художник один поправляя пиита…», – феерично над залом пронеслись строки, Алексей Сосна пропел свое стихотворение «Ты видишь вот он пятиэтажный…». Лихо отстукивали каблучки Светы Литвак о деревянный пол зала в такт песни «Ах, как плохо было мне этим вечером…», которую она исполнила в паре с Юлией Скородумовой. Вера Сажина под собственный аккомпанемент исполнила песню «Я приехал к вам в тарантасе…». Когда чуть подуставшие в дороге пассажиры начали покидать электричку, их на перроне ждал сюрприз – исполнение артистом Андреем Островским композиции «Японский танец».
Байтов показал гостям рукописную книгу со стихами, подаренную ему Германом Лукомниковым, и прочел оттуда несколько отрывков: «Ничто не вечно, но вечно – нечто». Затем он обратил внимание присутствующих на стены зала, которые были увешаны листочками на скрепках, и предложил поучаствовать в перманентной акции «Ready-made = second hand»: «Это тексты… от них отказались авторы, они их, как детей, сдали в дом ребенка… можно выбрать текст, который ты усыновляешь и становишься автором». Это предложение заинтриговало некоторых гостей. К листочкам потянулись руки, в этот день несколько текстов обрело новых авторов.
Перформансы поджидали участников в течение всего вечера. Владимир Тучков продемонстрировал публике перформанс «Поэт в России больше чем поэт». Не очень активно, но состоялась акция «Литературный свинг», совмещенная с акцией коллективного построчного рифмованного сочинения. В этот раз для импровизации были предложены слова «корова» и «паровоз». Олег Иванов представил оригинальный перформанс «Витгенштейн vs Kошут», в котором он, сидя за столом, ел и пил, читал прозу, демонстрировал снятый им фильм.
Курбатов предложил перформанс «Путешествие хатифнаттов». Замотанные в прозрачную пленку с головы до ног отважные участники, согласившиеся стать странными героями Туве Янссон, отправились в путешествие по парку. Было уже темно, и отблески фонарей от пленки немного пугали одиноких прохожих, шарахавшихся от странной процессии. Самое главное, что все хатифнатты вернулись в Зверевский центр в целости и сохранности.
комментарии(0)