Валерия Исмиева и Лола Звонарёва в «Булгаковском доме». Фото автора |
Атмосфера вечера была дружественная и интеллектуальная: зрители внимательно слушали стихи, в основном любовную и философскую лирику, а также две небольшие поэмы. Первая – «Памяти участниц Марша Смерти в Пальмникене» – посвящена трагическим событиям в конце Второй мировой войны. Она была прочитана Исмиевой «дуэтом» с поэтом Андреем Ивониным. Чтение второй философской поэмы «о внутренней рыбе» под названием «целакант» завершило поэтическую часть.
После вечера представилась возможность внимательно ознакомиться с текстами. Вот стихотворение «Мертвая синица»: «петелька моего утра/ в складке асфальта/ соскользнувший с языка ветра/ бубенчик...»
Область поэтики Валерии Исмиевой – это присутствие на границах человеческого, исторического, культурного и лингвистического. Панорама столь многих планов придает неповторимую ауру ее стихотворениям: «женщина пьет сигаретный дым,/ созерцая эффекты оптики/ сквозь реки прохожих, ч/б зонты/ на периферии галактики...»
Как правило, за боговдохновенной чередой строчек, прилетевших «ниоткуда», следует обыденная работа ума – коррекция, подборка слов. Так же и остов стиха не всегда выстраивается одновременно с метафорикой. Читатель может и не догадываться о том, какого труда стоило автору его написание: «Скрипичный ключ промокшего зонта/ распят на плотных перепонках ветра./ вода смывает светокилометры/ арпеджио журчащего винта».
Содержательно эти стихи дышат классикой. В своей форме они метаметафоричны. Хотя сама Валерия настаивает на том, что второй важнейший источник ее поэтики наряду с метаметафоризмом – экспрессионизм: «Хайре, Солнце! Твой луч все выше./ По воздушным складкам виссона/ Рассыпаются хлопья вишен –/ Тень светлеет, и ночь бессонна...»
Вообще поэтика Валерии, наверное, интонационно близка строчке Елены Кацюбы «Красивые всегда правы». Этим и живы. Красивые всегда правы.
комментарии(0)