Александр Покидченко и Ольга Дунаева читали стихи и пели песни. Фото Олеси Витебской
Во Всероссийском детском центре «Орленок» участники Всероссийского фестиваля визуальных искусств провели акцию «Кинематограф всегда в строю», в рамках которой состоялись творческие вечера с чтением поэтических произведений военных и послевоенных лет.
Актриса, режиссер Всероссийского фестиваля визуальных искусств в «Орленке» Ольга Дунаева выступила в роли ведущей встречи с композитором, пианистом, автором музыкальных моноспектаклей Александром Покидченко.
«Это были три удивительных мероприятия, посвященные Великой Отечественной войне. Мы не только читали стихи, пели песни, но и рассказывали детям об истории появления этих песен в фильмах, – поделилась Ольга Дунаева. – Так, например, дети узнали про песню «А я в Россию, домой хочу», написанную поэтом и композитором Михаилом Ножкиным во время съемок фильма «Освобождение». Представляете, человек не только исполнил роль командира штурмовой роты, но и сочинил такие прекрасные стихи и музыку к ним!» Александр Покидченко вспомнил историю Михаила Ивановича, как тот во время войны жил во дворе Яузской больницы, одной из старейших в Москве: «Меня ставили на табуретку, я читал стихи, пел народные песни, частушки, плясал. Помню, как чья-то рука вдруг протягивала мне кусочек сахара или хлеба. И помню прекрасно эту огромную востребованность песни. И двор наш пел, и семья пела, и страна пела. И люди говорили о чем угодно, только не о войне, хорошие, светлые люди. Как-то так получилось, просто вспомнил вот этих ребят в госпитале…»
Стихотворные строки, звучавшие в лагере «Орленок», словно переносили ребят в далекие времена – мало у кого остались родные, участвовавшие в войне, заставшие ее. И конечно, многим не всегда понятны реалии, описанные в стихотворении Юлии Друниной «Зинка»: «Под шинелью вдвоем теплее/ На продрогшей, гнилой земле (…) Отогрелись мы еле-еле./ Вдруг приказ: «Выступать вперед!»/ С каждым днем становилось горше./ Шли без митингов и знамен./ В окруженье попал под Оршей/ Наш потрепанный батальон./ Зинка нас повела в атаку./ Мы пробились по черной ржи,/ По воронкам и буеракам/ Через смертные рубежи. (…) Почему же в бинтах кровавых/ Светлокосый солдат лежит? (…) И старушка в цветастом платье/ У иконы свечу зажгла./ …Я не знаю, как написать ей,/ Чтоб тебя она не ждала?!»
Александр Покидченко читал стихотворения Константина Симонова, исполнял песни, положенные на стихи Алексея Суркова, Михаила Исаковского, Владимира Харитонова, Ильи Финка, Михаила Червинского, Михаила Ясеня и др. А после дети подхватывали и пели хором эти песни вместе с артистом. От звуков гармони в землянке переходили к девичьей песне «про степного, сизого орла/ Про того, которого любила/ Про того, чьи письма берегла», от камлания «заплутавшего счастья» к переданному Катюшей привету «бойцу на дальнем пограничье», от кружащегося «Майского вальса» к раскатистому и величественному «Дню Победы», от щемящего душу «Последнего боя» к шутливому «Гадам нет пощады». Кстати, в песне «Гадам нет пощады», которую исполнял Леонид Утесов, авторы слов Илья Финк и Михаил Червинский заставили говорить друг с другом Гитлера и Наполеона и даже столкнули Суворова с Кутузовым: «Гитлер ждал ответа от Наполеона:/ Ты скажи, чем кончу я с Россией бой?/ Тот ему ответил из могилы сонно:/ Я, мой друг, подвинусь, ты ложись со мной».
Программа каждого творческого вечера завершалась тематическим показом таких фильмов, как «Брестская крепость», «Буду помнить», «Калашников», «Крик тишины», «Подольские курсанты», «Про Петра и Павла», «Сестренка», «Солдатик».
комментарии(0)