Николай Архангельский готовится к презентации. Фото Людмила Вязмитиновой |
По ходу вечера чтение Николаем Архангельским своих текстов – как из книги, так и написанных уже после ее выхода – приятно чередовалось выступлениями говоривших о нем и о его дебютной книге. Борис Кутенков сказал, что Архангельский, пишущий как традиционные ностальгические стихи, так и более суггестивные – с оглядкой на метареализм, открыт для эксперимента, и его поэтический стиль находится в процессе формирования. Он отметил также качественное оформление книги, выполненное мастерской Антона Черного. Юрий Краснощеков, посвятивший книге Архангельского объемную статью, отметил целый ряд удачных находок и ярких метафор, но указал и на шероховатость отдельных строк. Александр Карпенко охарактеризовал многие вошедшие в книгу стихи как неряшливые, назвав тем не менее творчество Архангельского свежим голосом в современной русской поэзии, обладающим массой достоинств и в равной степени одаренным в рифмованной силлабо-тонике и верлибре. Валерия Исмиева отметила полисемантичность практически каждого стихотворения книги. Илья Плохих высоко оценил как содержание, так и оформление книги, а встречающиеся в ней небрежности охарактеризовал как элементы творческого поиска. Владимир Пряхин выделил в книге две основные, связанные друг с другом темы – воды и вещи. И Ася Аксенова высказала мнение, что время, точнее, отсутствие его как такового – центральная тема книги. По ее версии, книга пронизана идеей, что прошлое, будущее и настоящее перетекают друг в друга совершенно безумным образом, и после чтения книги Архангельского этот процесс становится более понятным. Вязмитинова рассказала об этапах становления Николая Архангельского как поэта и о работе, проделанной над его дебютной книгой. В качестве одного из ключевых текстов она выделила стихотворение про хрущевские пятиэтажки, несколько раз обсуждавшееся на собраниях ее литературной мастерской.
Архангельский поблагодарил всех за работу, проделанную над его книгой, и поделился одним из своих секретов: работа над силлабо-тоническими текстами у него зачастую начинается с написания верлибра, которому он постепенно придает более строгую форму. При этом Николай подчеркнул, что вовсе не считает свободный стих полуфабрикатом. Мастерски написанные верлибры, вошедшие в книгу, – прекрасное тому подтверждение.
Полемика развернулась относительно названия книги. Одни заявляли, что оно весьма удачно контрастирует с пышными и многословными текстами Архангельского. Другие – что оно слишком общее и простое. Победила первая точка зрения.
комментарии(0)