Андрей Рубанов ставит автограф на своей новой книге. Фото автора |
«Жанры нужны для того, чтобы человек захватил покупателя, не читателя, и чтобы он шел к той или иной полке. Это маркетинговый ход, – сказал Рубанов. – Роман написан в жанре приключений и фантастики. Помните, в Советском Союзе была такая библиотека приключений и научной фантастики? Это туда. А если в библиотеку пойдете, там авторы стоят по алфавиту. На букву «Р» вы найдете эту книгу. Совершенно точно могу сказать, что это написано для удовольствия читателя, легким языком, с большим количеством приключений. Не скучно, там все бегут, там куча событий, там происходят конфликты, морду бьют друг другу, погоня, полиция – это все есть... Все жанры хороши, кроме скучного. Я хотел бы работать вне жанра, честно говоря».
По сути, это остросюжетная книга, балансирующая на грани классического «большого» романа, детектива и фантастики, поднимающая традиционные для русской литературы темы соперничества человека и Бога, поиска истины и обретения веры. Роман с плотным и неочевидным сюжетом, за поворотами которого читатель следит с замиранием сердца, иногда останавливаясь, чтобы взять паузу и передохнуть от напряжения. В провинциальном городе Павлово происходит странное: убит известный ученый-историк, а из его дома с редчайшими иконами и дорогой техникой таинственный вор забрал… лишь кусок древнего идола, голову деревянного изваяния Параскевы Пятницы. «Человек из красного дерева» – поход в тайный мир, где не работают ни законы, ни логика, где есть только страсть и мучительные поиски идеала.
Как отметил Портнов, «Человек из красного дерева» – парадоксальная история превращения смерти в любовь, страдания – в надежду. Это попытка – возможно, впервые в русской литературе – раскрытия секретов соединения и сращивания славянского язычества с православным христианством. И, конечно, это спор с Богом. Потому что человек, созданный по подобию Бога, не может не вступить в конфликт со своим создателем.
В романе поднята редко исследуемая тема объемных храмовых фигур. Портнов спросил автора о том, как у него возник интерес к этому. «В католических храмах всегда стоят деревянные скульптуры Христа, Девы Марии, апостолов. А в православных храмах вы не увидите таких скульптур, только образа, иконы, двухмерные доски. И я заинтересовался, почему так. Оказалось, что и у нас тоже стояли так называемые круговые, резные. Но в 1722 году при Петре I в результате внутрицерковных причин эти статуи выбросили и уничтожили, и с тех пор православные христиане отправляют свои религиозные надобности, пользуясь только двухмерными образами, на которых наш Бог изображен абстрактно. При этом в католической традиции они имеют более плотское воплощение. Я об этом узнал и заинтересовался и подумал, что произошло со статуей, когда ее вынесли, как она ожила и превратилась в живого человека», – рассказал Рубанов. Писалась книга много лет, автор внимательно изучал тему истории язычества, ездил по разным храмам, музеям. «С моей точки зрения, язычество никуда не делось, просто мы его не замечаем. Недавно, например, был страшный спор, ставить ли памятник Феликсу Дзержинскому или Александру Невскому. Это язычество в чистом виде», – отметил автор.
В рамках презентации обсудили и то, из чего складывается книга, нужно ли ее прожить, есть ли в новой книге положительный герой и многое другое.
комментарии(0)