Актер Максим Якимов на фоне поэта Иосифа Уткина. Фото Анастасии Ентяковой
В театре «У Никитских ворот» прошла премьера 12-го спектакля проекта «Лента поэзии». На этот раз внимание было уделено творчеству двух поэтов-фронтовиков, родившихся в один год. Это Михаил Светлов и Иосиф Уткин. В советское время их произведения знали все, о них говорили, ими восхищались, однако сейчас их имена почти забыты.
Режиссером спектакля выступил Марк Розовский. Сценография принадлежит ему же, а также Станиславу Морозову. «У обоих была «комсомолячья» юность, с ее романтизмом, энергетикой, наивностью. Все это сочеталось с удивительным поэтическим талантом, – рассказал Розовский. – Оба поэта – личности крупномасштабные, люди с большим чувством юмора, живые, непосредственные… Общение с ними у современников вызывало восторг и счастье. Их похожесть чрезвычайно сомнительна, притом что в их судьбах и творчестве есть много общего. Но так бывает, именно у поэтов. Время выдвинуло их таланты, и в полную силу они раскрылись в 20–40-е годы прошлого века».
В спектакле участвуют представители разных поколений. Творчество Светлова представляет один из наиболее опытных мастеров театра, актер Иван Власов, стихи Уткина – Максим Якимов, совсем недавно окончивший театральный вуз, но уже заявивший о себе яркими ролями.
Стихи Светлова, автора знаменитой «Гренады» и «Песни о Каховке», чередовались с цитатами из книги Зиновия Паперного «Человек, похожий на самого себя». Светловскую манеру не спутаешь ни с какой другой, в ней тонко соединяются лирика и юмор, пафос и ирония, поэт создавал свой особый мир с присущей ему простотой и в доверительном тоне.
В книге Паперного рассказывается о многочисленных встречах, беседах автора с поэтом, приводятся неизвестные высказывания, оценки, отзывы, размышления о жизни, искусстве, поэзии.
«В январе 1964 года, на шестьдесят первом году жизни, Светлов слег. Еду к нему в загородную больницу, уже зная диагноз – рак. Он изменился. Не только похудел – я никогда не видел его таким притихшим, сосредоточенным. Хотя без шутки он все равно не может. Проходит врач. Спрашивает, как он себя чувствует, как пищевод.
– Прекрасно! Как у Стеньки Разина!
И добавляет:
– До казни».
После спектакля было обсуждение с участием чтецов, постановщика и зрителей. Розовский сказал пару слов о каждом из актеров, после чего перешел к поэтам: «Светлов и Уткин были заложниками вечности, потому что они были поэтами, они разговаривали с обществом на темы высокие, поэтические, глубинные. В конкретном времени они были рабфаковцами, комсомольцами, «у времени в плену», а сами мечтали о свободной родине. Но это трагедия, драма... Мы сейчас понимаем. Если бы мы жили с ними, вряд ли понимали бы всю сложность жизнь и проблем. На насилии человеческого счастья не построишь». Затронули он и тему особенностей авторского чтения и исполнения актерами: «Авторское чтение – это музыка. Поэты укачивают, ничего не акцентируют, им важна музыка стиха, напев. Это все древняя традиция. Когда выходит артист, он должен прожить стих». В этой постановке для режиссера была чрезвычайно важна тема веры, чистоты, трагичности конкретных судеб. По мнению Розовского, можно как угодно относиться к Уткину, где-то он местечковый, шутливый, но поэт погиб за родину… Стихотворением Уткина о родине завершается спектакль: «Ты не будешь любовью пройдена,/ Как не будешь пройдена вширь,/ Моя снежная, зябкая родина,/ Старушонка седая – Сибирь! Только здесь не останусь долго:/ Убегу я в Сибирь, – что ни будь!/ Хорошо погоняться за волком,/ Хорошо в зимовье прикурнуть!/ Ты не бойся – я здесь не подохну!/ Мой родной криволапый медведь!/ Эх, на день бы собачью доху,/ Хоть на день/ Поносить,/ Одеть...»
комментарии(0)