Валерия Любимцева лично знала Леонида Губанова. Фото Германа Власова
14 портретов, каждый из которых сопровождается штрихами биографии и одним стихотворением, – вот состав экспозиции. Говоря точнее, 13: вместо одного портрета – белый лист в рамке. Фотографий Владимира Воскресенского (1946–1970) просто не нашлось…
В проекте «Вселенная» сложилась традиция не только открывать выставки торжественно, но и закрывать так же, особым мероприятием. Закрытие как действие, зеркальное открытию, в данном случае превратилось в его продолжение. Выступления были о семи персонажах, о которых не говорили на открытии.
Один из составителей антологии «Уйти. Остаться. Жить» сотрудник «НГ-EL» Елена Семенова рассказала о Рашиде Шагинурове (1951–1986), о поисках его архива и о «странных сближениях» – среди книг у Рашида обнаружилось достаточно редкое издание другого автора антологии – Николая Данелии (1959–1985).
«Копание на антресолях» – просеивание сайтов поэзии в данном случае – привело к открытию Якова Бунимовича (1962–1994). Он войдет в готовящийся сейчас третий том антологии. О поэте рассказал идейный вдохновитель идеи антологии и один из ее составителей Борис Кутенков.
Профессор МГУ Галина Зыкова познакомила зрителей с аудиозаписью авторского чтения Михаила Соковнина (1938–1975). Стоя рядом с его фотопортретом (работы Константина Доррендорфа) с карманной колонкой в руках, она будто бы продлевала иллюзию живого общения с поэтом.
После этого третий составитель антологии Николай Милешкин рассказал о поэте и художнике Геннадии Лукомникове (1939–1977), затронув тему перформанса, благо персонаж давал для этого немало поводов. Конечно, стихи встраивались в рассказ, которому не хватало только физического действия, чтобы стать перформансом.
О Леониде Губанове (1946–1983) рассказала Валерия Любимцева, лично его знавшая. Именно личные воспоминания об авторе и его окружении вызывают особую вибрацию – все-таки уходит натура… Олег Демидов, автор биографической книги о Губанове, дополнил выступление, прочел стихи и отдал красивый пас в сторону другого героя антологии – Александра Башлачева (1960–1988): а могло ли быть влияние, могли ли пересечься? (Подобных сближений немало на просторах антологии – воздух один, пространство культурное связано.)
О Янке Дягилевой (1966–1991), тексты которой войдут в готовящийся третий том, рассказал Милешкин. Если стихи читаются глазами, не требуют музыкального сопровождения, а тем более появляются помимо песен, то такой автор попадает в поле зрения составителей. Это, кстати, потом будет сказано и в отношении Башлачева.
Под занавес встречи устроители дали запись skype-интервью с человеком, хорошо знающим тему: Ильей Смирновым, автором книги о расцвете русского рока – «Время колокольчиков», непосредственным участником тех событий. Интервью было крайне интересным, и полчаса прошли незаметно. После этого те, кто пожелал, остались на традиционное чаепитие в клубе.
А портреты – остались. До монтажа другой выставки. Собственно, ничего и не изменилось. Так же смотрят на проходящих людей эти лица. Поэт живет, когда читают его стихи. А стихи авторов антологии – читают! Поэтому пусть открытий-закрытий будет больше.
комментарии(0)