Людмила Осокина в Малаховке. Фото Сергея Матвеева
Свой вечер в «библиотеке над оврагом», что в подмосковной Малаховке, Людмила Осокина начала со стихотворений из книги «Кофейная девушка», изданной в 2010 году.
Кофе, как Божественная манна,
Скрытая в покровах бытия,
Кофе – это дьявольская тайна,
Кофе – это я!
Прочитала Людмила и заглавное стихотворение из этого сборника: «Я – кофейная девушка! Я – девушка-кофе,// Я бегу мимо вас в городской суматохе…»
«После этой книги все стали называть меня кофейной девушкой, – поделилась поэтесса. – Хотя я кофе не так уж и люблю». Кофейная, не потому что любит кофе, а потому что судьба горькая, душа потемки, и чашка с черным напитком видится порталом в иной мир: «Я присяду за столик с этой чашкой бездонной».
А другое стихотворение Осокиной, «Карамелизированный мир», которое она тоже прочла на вечере, по ее словам, положили на музыку и теперь поют на дискотеках в Арабских Эмиратах. Так и слышишь: «Карамелизированна-я я!// Сладкая-пресладкая конфета –// Я – в обертке – золотиста-я-Я// Как в лучах полуденного света!» Только за этой, казалось бы, слащаво-приторной картиной вдруг возникает совсем не карамельная строка: «И, возможно, я уже не я…»
Прозвучали и стихи Людмилы о кошках, которые тоже, кстати, являются неразгаданными человеком существами. Ее кошки вкрадчивы, изящны и потусторонни. И сказано о них просто, но так, что строки навсегда врезаются в память.
Они крадутся повсеместно
Во мраке улиц и квартир,
Как будто ищут свое место
И завоевывают мир.
Их силуэты, силуэты,
В проемах окон и дворов,
Их пируэты, пируэты,
На стыке лестниц и миров.
Можно сказать, что все творчество Людмилы Осокиной «на стыке лестниц и миров». Однако гораздо большее значение она придает своей прозе, а не стихам. «Стихи я начала писать в 18 лет, ходила в литературную студию «Весы». Все резко переменилось, когда она познакомилась со своим будущим мужем поэтом Юрием Влодовым (1932–2009). «Когда мы встретились, я на время бросила писать стихи, потому что он меня полностью подавил своей великой поэзией. Померкли даже те поэты, чье творчество я любила – Есенин, Цветаева, Мандельштам».
Интересно, что влияние Влодова на стихотворное творчество Людмилы Осокиной совершенно не ощущается, хотя у него была масса подражателей, которых так и называли «влодовцы». А вот на ее личность, как она рассказала сама, на видение мира, ощущение жизни, его влияние было колоссально. И в 34 года Людмила пишет совершенно ни на что не похожую книгу «Новая Божественная комедия».
Отрывки из этой книги она зачитывала на вечере. А также историю знакомства с Влодовым из другой, более поздней книги «Халупа». В первой открываются совершенно фантастические потусторонние миры, в которых действуют ангелы и черти, в другой – реальная, порой жесткая и безжалостная жизнь, записанная почти с документальной точностью.
Можно сказать, что это книги-антагонисты, книги об ирреальном и реальном. «В «Халупе» все необычно, жестко и жестоко, – говорит Людмила. – Здесь я ничего не выдумывала, а в «Новой Божественной комедии» я выдумала все».
И эти потусторонние миры столь зримы в ее передаче, столь подробно переданы, что видишь их наяву. Как рассказала писательница, ее даже обвинили в богохульстве, после чего в отчаянии она сожгла свое произведение. Но видения не отпускали. «Я все восстановила по памяти, – говорит она, – потому что все это диктовалось мне откуда-то свыше».
На вечере показали отрывки из документального кинофильма о Юрии Влодове «А гений – сущий Дьявол!», где он очень одобрительно отзывается о творении своей жены: «Очень хорошую повесть написала».
Под занавес встречи прозвучала песня Людмилы Осокиной в исполнении Александра Никитушкина. Можно сказать, что Людмила Осокина поэт в своей прозе. Она же не спешит взвалить на свои плечи бремя называться поэтом. «У поэта должна быть миссия. Для высших сил, времени. Если он исполняет это, ему открывается дорога».
Литературная дорога Людмилы Осокиной уже проложена, и она идет по ней уверенно, и она ни на кого не похожа.
комментарии(0)