Ольга Балла в «библиотеке над оврагом». Фото Николая Милешкина
В подмосковной Малаховке, в «библиотеке над оврагом» состоялась встреча в рамках проекта «Вселенная». Николай Милешкин, куратор и ведущий, пригласил журналиста, книжного обозревателя и поэта Ольгу Балла.
«Если бы существовала премия самому беззлобному критику, у Вас были бы все шансы ее получить!» – «Да, поэтому-то я и получила премию «Неистовый Виссарион»!» С такого диалога начался вечер, и в форме же диалога он продолжился. Представляя книги, Ольга предлагала слушателям назвать номер страницы. И зачитывала текст. Случайный выбор создавал новую композицию, перетасовывал то, что было сформировано автором. И эта разомкнутость, фрагментарность, «смысловая стружка событий», принцип ризомы (периферия нигде, центр везде) – отличительные черты книг Балла «Время сновидений» и «Дикоросль». Своими заочными учителями и воспитателями она считает Василия Розанова, Михаила Эпштейна, Лидию Гинзбург.
Встреча-текст писался при участии всех присутствующих. И он занял свое место во вселенной словесности (Ольга считает, что «словесность» звучит точнее, чем «литература»), этот своеобразный «самопроявляющийся текст». В него вплелась и «Метафорическая кириллица», где рассматривается «первоэлемент», комментируется графическое изображение букв. Автор разомкнул свой текст зрителям, предложив называть буквы алфавита. «П!» – «Буква прочности. Славянское название «покой». Передышка. А бывают буквы «движения и остановки», – говорит автор.
Также свое место занял и разговор о городах. В частности, об их цвете: каждый город, по мнению автора, по-своему окрашен (например, Ростов-на-Дону ржаво-рыжий, а Великий Новгород – зеленый). А вот Вену Балла так и не удалось определить. Ольга Пронина предположила, что для Вены нужно искать другой «ключ».
Лингвист Елена Борисова поучаствовала в диалоге о топосе Москвы, об антропологических константах («лирическая антропология» – так Балла определяет свое творчество), а также внесла некий элемент комического в текст встречи: она где-то слышала, что на «Вселенную» пускают только членов Союза писателей и сетовала, что она не «член». Ее дружно разубедили.
Корнем своего «древа» Балла считает стихи (писала их в юности: с 1979 по 1986 год). В этом году, в карантинный период, собрала книжку «Сквозной июль». Из поэтов на нее повлиял Пастернак (маленькая коричневая книжка из «Малой серии поэта»), проза Валентина Катаева – «Святой колодец» и «Трава забвения» (где она встретила стихи Мандельштама). Катаев с его фрагментарностью для героя встречи явился предшественником Розанова, прочитанного позже, подготовил к встрече с ним.
В книге 37 страниц, стихотворения расположены в хронологическом порядке, но у участников вечера своя хронология. Снова по предложению автора называются цифры, открываются страницы книги.
А потом – время вопросов и ответов. «Любите ли Вы брать интервью?» – «Да. Для застенчивого и неразговорчивого человека это возможность вести беседу». – «А давать?» – «Да».
И заключительная часть встречи прошла в форме интервью. Стало известно, что как книжный обозреватель Балла выделяет книгу Дмитрия Бавильского «Желание быть городом», так как он пишет о городе как «вместилище смыслов». Из поэтов выделяет Ольгу Седакову, Валерия Шубинского, Михаила Айзенберга. А также – Богдана Агриса, присутствующего на встрече. Из прозаиков и эссеистов – Марию Степанову, уже упомянутого Бавильского, Кирилла Кобрина, Александра Чанцева.
Поэт и перформер Света Литвак спросила: «Что-то раздражает, отвращает?» «А я в этом случае отворачиваюсь!» – ответила Ольга. И добавила: «Хотя вот не люблю детективы. Вообще их не принимаю!» Столь бурное неприятие этого жанра вызвало живую реакцию Борисовой, завязался забавный диалог. Сошлись на том, что это вообще «что-то отдельное».
И в довершение всего – сюрприз: Литвак вручила Ольге Балла премию «Бродячая черепаха» (учреждена Клубом литературного перформанса в составе Светы Литвак и Николая Байтова). Что вызвало восторг публики.
комментарии(0)