Ирина Дмитренко (справа) рассказывает о своих книгах. Фото автора
После долгого перерыва собрались любители рукописной книги – состоялось 120-е заседание Творческого объединения «Авторская рукописная книга» (ТО-АРК). Последние годы, как на беговой дорожке, соревнуются печатная книга и электронная. И никто не знает, кто победит в этом марафоне. А тут рукописная книга, это уже точно что-то устаревшее и никак не современное. Наверное, так и думают скептики. А вот члены ТО-АРК уже 12-й год собираются вместе. В наш век, когда книги, газеты, журналы и даже дневники – школьные и личные, становятся электронными, они создают, показывают, читают, коллекционируют и изучают рукописные книги. Созданное в марте 2009 года, объединив художников, создающих книги своими руками, ТО-АРК постепенно расширило свои задачи и интересы и своим девизом считает фразу «Рукописная книга была всегда!».
Вот и на последнем заседании тема обсуждения звучала так: «Может ли рукописная книга стать первым шагом для издания тиражной?» Члены ТО-АРК внимательно изучили книгу стихов «Перекресток» Василия Федорова, изданную ГБУК г. Москвы «Государственный музей В.В. Маяковского» в 2017 году. Это репринтное издание единственного сохранившегося экземпляра рукописной книги с тем же названием поэта, активного участника Всероссийского союза поэтов, многолетнего председателя группы «Литературный особняк», одного из основателей Ордена дерзо-поэтов. Рукописная книга «Перекресток» (1921) находится в фондах музея и происходит из собрания библиофила Михаила Либермана. Так, благодаря сохранившейся до наших дней рукописи читатели могут познакомиться с творчеством Василия Федорова, который так и не дождался при жизни издания печатной книги.
Не менее интересна книга «Ро!!!» со стихотворениями 1983–1986 годов Егора Летова, выпущенная издательством «Выргород» в 2019 году. Это факсимильное издание оригинальной рукописной книги поэта и музыканта, созданной им в 1986 году. Присутствующие единодушно признали, что это очень удачное решение: и сохранение в первозданном виде макета рукописной книги, и цветовое оформление, и суперобложка из оберточной бумаги передают настроение автора, теплоту страниц оригинала.
Художник Ирина Дмитренко предложила совершенно иной подход к обсуждаемой теме. Она принесла две книги со своими иллюстрациями, первая – «Сказка матери» Марины Цветаевой вышла в 2014 году, а вторая – сборник ее ранних стихов «Подрастающей» вышла в 2015-м. Обе книги выпущены под эгидой Дома-музея Марины Цветаевой в Москве. Ирина подчеркнула, что эти издания увидели свет благодаря Льву Мнухину, литературоведу, библиофилу, писателю, и добавила: «Эти книги были первым нашим проектом… он дал мне текст, а я сделала иллюстрации». Дмитренко отметила, что обе книги вышли тиражом 200 экземпляров и очень быстро нашли своих читателей. Но художнику этого показалось мало. Ирина продолжила рассказ: «Я тогда очень серьезно занималась рукописной книгой, у меня была совсем другая идея». Она показала присутствующим те же самые книги, но уже в рукописном варианте: «Просто совершенно другой формат, здесь и бумага другая, и этот обрез, и цветные паспарту… хотя иллюстрации в основном повторяют друг друга в обоих вариантах».
В конце встречи члены объединения вспоминали Светлану Никольскую, художника, которая создала ТО-АРК, 10 лет была его руководителем, выпускала рукописные книги, учила этому других. В прошлом, 2020 году к годовщине со дня смерти этого светлого и талантливого человека вышла книга «Памяти С.Н. Никольской», это первое печатное издание ТО-АРК.
комментарии(0)