Онлайн-формат не смутил авторов, привыкших выступать перед живой аудиторией. Скриншот трансляции
В онлайн-пространстве московской библиотеки имени А.П. Чехова в рамках программы литературного клуба «Классики XXI века» состоялся первый фестиваль ультракороткой прозы «УКВ-2020» – «Ультракороткая волна».
Формат текстов устроители выбрали произвольно и назвали его лаконичным термином-неологизмом «достаслов». Что можно уложить в рассказ из ста слов и менее? Оказывается, гораздо больше, чем кажется. Например, можно изобразить первый день жизни человека; историю страстной любви; этическую и эстетическую бездны, разделяющие поколения; неожиданное разочарование в объекте самых светлых и чистых симпатий и много, много другого. Темой первого фестиваля «УКВ» стало весьма пространное определение – «лирические отступления». Лирика, как известно, бывает разной – любовной, гражданской, философской. Поэтому и тематический размах прозвучавших произведений оказался весьма широк. Примечательно, что среди участников мероприятия присутствовали два куратора проектов – ближайших родственников фестиваля «УКВ». Это Евгений Сулес, один из отцов-основателей и ведущий популярного Клуба любителей живых историй, и Анна Аркатова, куратор проекта блиц-сочинений коротких историй на заданную тему «Египетские ночи». Все прозвучавшие тексты, по признанию слушателей и самих участников, свидетельствуют о том, что их авторы обладают оригинальной манерой повествования и неожиданно подходят к выбору сюжетов, которые им, как правило, подкидывает окружающая жизнь.
Помимо чтения рассказов в рамках фестиваля состоялось обсуждение проблем и тонкостей жанра «ультракороткая проза». Особой темой разговора стало активизировавшееся в последние годы развитие социальных сетей – главной «житницы» ультракоротких текстов, как поэтических, так и прозаических. Также обсуждалась острая тема отсутствия издательского интереса к коротким, нероманным формам. Один из участников фестиваля, писатель Александр Феденко заявил, что считает этот факт мифом, что сегодня издателю уже важен не столько художественный уровень и формат текста, сколько отклик на него в социальных сетях. «Короткая форма, – заметил он, – востребована читателями. Миниатюры из Фейсбука тоже публикуются издателями. Если автор имеет хоть какую-то небольшую аудиторию в Сети, это сигнализирует издателям, что книжка разойдется хотя бы минимальным тиражом».
После редакционного отбора самые яркие тексты участников первого выпуска фестиваля ультракороткой прозы будут опубликованы в литературно-художественном журнале «Этажи».
Несмотря на то что литературные вечера в формате онлайн пока еще явление новое и не совсем привычное, дискомфорт, испытываемый их участниками из-за отсутствия сцены и живой публики, постепенно исчезает. Вынужденные ограничения заставляют организаторов искать новые формы и концепции мероприятий, что постепенно меняет привычный вид литературного процесса. В первом выпуске фестиваля «УКВ-2020», кроме упомянутых выше, приняли участие Григорий Каковкин, Ганна Шевченко, Санджар Янышев, Вячеслав Харченко, Лера Манович, Константин Карабчеев a.k.a. Краник MC, Владимир Гуга, Дмитрий Брисенко. В роли ведущего выступила куратор литературного клуба «Классики XXI века» – Елена Пахомова.
комментарии(0)