Писатель Михаил Елизаров получает приз читательских симпатий из рук культуртрегера Бориса Куприянова. Фото автора
В электротеатре Станиславский на торжественной церемонии были названы лауреаты национальной литературной премии «Большая книга». В этом году в связи со сложной ситуацией по проведению массовых мероприятий место вручения наград было перенесено из традиционного Дома Пашкова. Также были разделены и потоки участников: кто-то наблюдал за награждением в зале, по сути, представлявшем телестудию с минимумом людей, а кто-то следил за трансляцией в фойе и в интернете.
В начале на экране трансляции появилась страница в соцсети Александра Пушкина и его послание «дорогой, милой Наталье Николаевне», отправленное из Болдина в Москву. Актуальная тема этого года – карантин – была обыграна организаторами как возможный сценарий о том, как бы вел себя Пушкин в наше время. «За последние полгода Болдинская осень стала еще и символом самоизоляции. Теперь мы можем представить, какие муки испытывал Александр Сергеевич, находясь на карантине в 1830 году. Сейчас бы он выступал в YouTube , общался бы в видеочатах со своей невестой, многочисленными родственниками и друзьями, получал бы фидбэки от фанатов и критиков, раздавал бы интервью, смотрел бы по своим «Маленьким трагедиям» зум-спектакли, мочил бы в комментах и банил недовольных и не хандрил бы...» – рассказывал о фантазиях ведущий-экскурсовод церемонии, актер, автор романа «Дни Савелия» Григорий Служитель.
После чего на экране были выведены 13 книг финалистов «Большой книги». В перебивке между подготовленными видеороликами актеры театра «Ленком», стендап-квартет «Заячий стон», читали рэп.
Выйдя на сцену, издатель и публицист, один из соучредителей книжного магазина «Фаланстер» в Москве, программный директор Международного московского открытого книжного фестиваля и член экспертного совета Международной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction Борис Куприянов пошутил: «Вопрос-предложение о снятии маски сейчас менее приличен, чем раньше человек сказал бы: «Можно я сниму пиджак?» А потом огласил итоги читательского голосования. Первое место занял Михаил Елизаров («Земля»), второе – Дина Рубина («Наполеонов обоз»), третье – Алексей Макушинский («Предместья мысли. Философическая прогулка»).
В рамках церемонии собравшиеся почтили память ушедших в этом году коллег, среди которых были упомянуты Леонид Зорин, Алексей Михеев, Юрий Бондарев, Эдуард Лимонов, Михаил Жванецкий, Игорь Ефимов, Михаил Яснов, Владислав Крапивин, Александр Кабаков.
Награду «Литблог» получил журналист Сергей Лебеденко, который ведет Telegram-канал «Книгижарь».
Премия «За вклад в литературу» была вручена Михаилу Сеславинскому и Федеральному агентству по печати и массовым коммуникациям (Роспечать).
«В этом году академики очень ответственно отнеслись к оценке произведений, – прокомментировала председатель счетной комиссии Ирина Барметова. – 10 баллов ставили очень мало, что меня лично очень радует. Наши академики стали серьезнее читать книги. Могу сказать, что между первым и вторым местом разница всего лишь 15 голосов. Поэтому мы тщательно пересчитывали. Между вторым и третьим местом – четыре голоса. А четвертый финалист, который не попал в тройку, опоздал всего лишь на 10 голосов».
Победителем 15-го сезона национальной премии «Большая книга» стал «Чертеж Ньютона» Александра Иличевского, на втором месте оказался Тимур Кибиров с романом «Генерал и его семья», на третьем – Шамиль Идиатуллин с книгой «Бывшая Ленина».
Единственным, кто из победителей оказался на церемонии не в онлайне, был Идиатуллин: «Нежданчик абсолютный. Елена Даниловна (издатель Елена Шубина. – «НГ-EL») сказала мне: «Я придумала вам очень хорошую обложку. Там будут все люди в масках. Я сказал: «Знаете, это, наверное, банально и неинтересно. И вообще – как можно представить, что все люди в масках?» Обошлись без этого. Книжка рассказывает о том, что признаком страшной болезни является пропадание обоняния. Потом нагрянула болезнь с цифрой 19, мы все надели маски, мы знаем, что такое потерять обоняние, о том, как нужно выживать, как нужно искать грань между собой настоящим, прошлым и будущим, как дорожить своей жизнью, любовью, свободой».
Иличевский, выступая по скайпу, сообщил, что говорит из центра Европы – Иерусалима, и «скромно» заметил, что литературная академия сделала «блестящий выбор»: «Я всех люблю и целую. Елки-палки, я очень рад!» Кибиров долго говорил и жестикулировал без звука, поскольку не включил микрофон. Григорий Служитель предположил, что Кибиров читает стихотворение «Пора мой друг, пора...». Но под конец речь выступающего все-таки прорвалась сквозь скайп: «Я с ними согласен. Что делать? Для меня это страшная неожиданность, и поэтому я так косноязычно излагаю свои мысли. Я не ожидал. Огромное спасибо». – И речь лауреата потонула в аплодисментах.
комментарии(0)