Людмила Осокина читает стихи Юрия Влодова. Фото автора
В малаховской библиотеке, что над оврагом, в клубе «Стихотворный бегемот», что под руководством Николая Милешкина, состоялся вечер, посвященный жизни и творчеству поэта Юрия Влодова (1932–2009). Его вела вдова, поэтесса Людмила Осокина (Влодова). Она вкратце познакомила присутствующих с биографией поэта, почитала его стихи из трех главных книг: «Летопись», «Портреты», «Люди и боги». В промежутках между чтениями показывали отрывки из фильмов о Влодове, где он сам читал свои стихи и рассказывал о себе.
На вечере выступили свидетели жизни поэта. Среди них Марлена Мош, Яна Власова, Владимир Цапин, Ира Василец.
Марлена Мош, которая знала его с середины 90-х, сказала, что он первый помог ей в Москве, когда она сюда приехала из Еревана, и у нее остались о нем самые добрые воспоминания. «Юрия Влодова, – рассказала Марлена, – я встретила в журнале «Юность». Это был очень подвижный, очень отзывчивый человек, ему до всего было дело. Он знал все обо всех, знал, как все устроено, как это работает. И когда я к нему обращалась, он всегда отзывчиво отвечал. Хотя я ко многим обращалась, но такого участия не было. Он показал, какие у меня удачные фразы в стихах, какие неудачные. Вот это я в нем помню. Еще он был очень ранимым человеком, ранимым в хорошем смысле слова, он хорошо ощущал людей, издалека уже ощущал, когда подходят, он уже знал, что хотят и как на это ответить. И стихи его мне очень нравились».
Власова тоже познакомилась с ним в середине 90-х. Она жила в Баку, с детства писала стихи, и у нее была детская мечта: напечататься в журнале «Юность». И вот уже в юношеские годы, выиграв музыкальный конкурс (Яна еще и пела, сочиняла песни), она приехала в Москву и решила зайти в редакцию, показать свои стихи. Она показала их Юрию Ряшенцеву, который принимал авторов по определенным дням. Он ей отказал в публикации, как, впрочем, и многим до того, и Яна, опечаленная, пошла на выход. «Выхожу я из «Юности» на лестницу, – вспоминает Яна, – и вдруг вижу: стоит мужичок такой, курит. И так говорит мне: «Ну что, выгнали?» Я, значит, такая вся: «Что значит выгнали? Сама ушла!» Он так говорит: «Ну да… да…» А была пятница, на следующий день была суббота и «Юность» не работала. И вот он мне говорит: «Давай, приходи завтра сюда в 10 утра, и мы поговорим». Я не знала, кто это… Но я так оценила: не домой же зовет – в журнал «Юность»! Что мне терять, кроме своих цепей! И вот я пришла в «Юность» на следующий день в 10 утра, и Влодов меня принял в кабинете главного редактора. И не было в редакции никого, ни одного человека. И мы проговорили с ним весь день». Так они познакомились и стали общаться. И Влодов тоже ей много в чем посодействовал, в том числе и устроил ее на работу в Интерфакс, где она по сей день и работает.
А вот Цапин и Василец знали его намного раньше, примерно с середины 70-х. Цапин рассказал, как Влодов возил его на Курский вокзал, где охотился за объедками в привокзальных столовых, которые он, нисколько не стесняюсь и не брезгуя, использовал в пищу, ведь у него были проблемы с деньгами в то время. А перекусив, охотился уже за сыщиками, которые маскировались среди пассажиров, наблюдая за происходящим. Влодову нравилось угадывать их среди обычных людей.
Под конец вечера Милешкин задал несколько традиционных вопросов Осокиной о Влодове. Среди них был такой: кто из литературных классиков либо современников повлиял на Влодова в плане поэтического творчества? Но Людмила не могла вспомнить ни одного из них, Влодов ей про это ничего не говорил. Разве что Пушкин и Лермонтов в детские годы. А так, уже в достаточно зрелые годы, он говорил ей, что всех давно творчески перерос, и своих современников, и даже классиков, и учиться он мог только у самого себя, у своих лучших вещей. А из современной ему поэзии он признавал только отдельные вещи отдельных авторов, правда, немного выделял Ахмадулину.
Василец с места заметила, что, на ее взгляд, большое влияние оказал на него Мандельштам, он был хорошо знаком и с жизнью его, и творчеством даже в те годы, когда он еще не особо широко печатался, когда был под запретом. А из современников он выделял Арсения Тарковского.
Осокина подарила комплект книг Влодова малаховской библиотеке. Чтобы читали, чтобы знали и помнили…
комментарии(0)