Ведущая дискуссии в кинотеатре «Иллюзион» Юлия Панкратова и писатель, драматург Дмитрий Данилов. Фото автора
В Москве прошли премьерные показы фильма «Человек из Подольска» режиссера Семена Серзина. Но почему, собственно, в книжном приложении мы пишем о кино? Казалось бы, оффтоп. Ничего подобного. Ведь речь идет об умном и драйвовом психологическом триллере, снятом по пьесе поэта, писателя, драматурга Дмитрия Данилова. У Дмитрия вышло более 10 книг, он лауреат премии «Нонконформизм», а вот в качестве драматурга впервые выступил не так давно – в 2016 году и уже в 2019-м стал лауреатом премии Андрея Белого как раз за пьесы. Однако сразу, что называется, попал в самый, что ни на есть, нерв эпохи. Пьеса «Человек из Подольска», поставленная сначала в Театре.doc режиссером Михаилом Угаровым, пошла нарасхват. После этого Данилов написал еще шесть вещей, в числе которых «Сережа очень тупой», «Свидетельские показания»: в общей сложности по всем пьесам в театрах России и ближнего зарубежья сделано около 50 постановок. В 2018 году за пьесу «Человек из Подольска» он получил премию «Золотая маска» в номинации «Работа драматурга».
На обсуждении в кинотеатре «Иллюзион», которое провела Юлия Панкратова, Дмитрия Данилова спросили, как родился сюжет. А родился он, как выяснилось, просто, если не сказать банально. (Словом «банально» мы тут не обидим автора, потому что один из пунктов его эстетической концепции – интересно все скучное и на первый взгляд не заслуживающее внимания.) В общем, писатель сидел в интернете, вдруг мелькнула новость – о человеке, который попал в полицию, его там подвергали строгому допросу, а после того как его выпустили, он не смог рассказать, что с ним там случилось. Вот такая затравка. Во время дискуссии пытались разобраться с жанром, который, как заметил драматург, трудноопределим. Это так же сложно, сказал Дмитрий Данилов, как определить жанр «Преступления и наказания». И действительно. Отчасти это комедия, потому что есть над чем посмеяться. Особенно когда менты поют и танцуют в отделении. Вспоминается, кстати, эпизод из фильма «Маска», когда герой Джима Кэрри танцует и полицейские со «стволами», сами того не желая, пускаются в пляс. Отчасти это драма: герой подвергается жесткому психологическому прессингу. Можно определить его и как социальную сатиру, фарс – «под микроскопом» оказывается типаж современного молодого человека, жизнь которого скучна; его ничто не интересует, он не замечает творящихся вокруг простых чудес. В некотором смысле это приближено и к жанру меннипеи: в сюжете использован прием карнавализации, все становится с ног на голову – полицейские, которых мы привыкли воспринимать как твердолобых и ограниченных, оказываются интеллектуальными гурманами, а герой – бледной молью.
У драматурга поинтересовались, почему он выбрал именно Подольск. Оказалось, это частично обусловлено фактами биографии: Данилов одно время жил недалеко от Подольска. В результате главный герой даже получил адресную прописку в том месте, где жил друг драматурга – музыкант Анатолий Монахов. Писатель заметил, что, безусловно, образ Подольска в какой-то мере обобщенный, но он бы не выбрал для пьесы, скажем, Химки, Мытищи или Красногорск, поскольку именно Подольск укрепился в общественном сознании как образ скучного промышленного города с типовой застройкой. Однако, как заверил Дмитрий Данилов, не такой уж он скучный – там есть, например, интересные конструктивистские дома постройки 1930-х.
Поскольку здесь мы говорим о премьере именно фильма, важно отметить выдающуюся режиссерскую и актерские работы. Человека из Подольска сыграл Вадик Королев, «основных» полицейских – Владимир Майзингер и Виктория Исакова. Особый интерес у публики вызвал введенный режиссером фэнтезийный эпизод, в котором герой, как Шварценеггер, расправляется с обидчиками, а потом происходит отмотка пленки назад. Может быть, это произошло в сознании героя, а может, даже – в сознании зрителя, который не в силах наблюдать за беспомощным, как червяк, героем и хочет сказать ему: ну же, дай этим сволочам прикурить! Дмитрий Данилов сообщил еще один важный факт – изначально в пьесе не было женского персонажа, его посоветовала ввести режиссер, актриса, сценарист Ольга Столповская. И можно сказать однозначно, что пьеса и постановки от этого только выиграли.
комментарии(0)