Юлия Рутберг энергично задает свои вопросы Анне Ахматовой. Фото Алексея Нешина
В рамках Международного фестиваля семейного и детского кино «Хрустальные ключи» в городе-курорте Белокуриха Алтайского края состоялся поэтический вечер народной артистки России Юлии Рутберг – «13 вопросов к Ахматовой». «Эта программа появилась в Фонтанном доме на дне рождения Анны Андреевны. Я просто приехала туда читать стихи. Мне рассказали притчу: Ахматова утверждала, что после смерти ее душа переселится в рыжего кота. И вот во время моего чтения ее стихов вышел рыжий кот, сел к сцене и поднял на меня зеленые глаза. Мы ему хлопали, он был рад и мяукнул. У меня была какая-то странная внутренняя штука, как будто мы зацепились душами с Анной Андреевной», – поведала Юлия на своем вечере.
По возвращении из Фонтанного дома Юлия задумалась, как лучше сделать вечер. «Я не люблю памятники и не отношусь к творческим людям как к памятникам, – призналась актриса. – Либо с ними возникает диалог-радуга, либо – нет… Сначала я хотела сделать 10 вопросов к Ахматовой: императрице русского слова, оракулу, Кассандре, провидице, блуднице, демону, ведьме и т.д. Я придумала очень интересную штуку – 10 мифов об Ахматовой. А поскольку она была всегда увлечена поэзией, мифологией и мифотворчеством, то я опиралась на эти мифы».
Для создания программы Юлия пригласила близких друзей – главного режиссера Театра кукол Сергея Образцова Бориса Константинова, создателя и художественного руководителя Московского клоун-мим театра «МирЛиц» Максима Дорофеева, актрису, солистку мюзиклов Оксану Костецкую и PR-менеджера Электротеатра Станиславский Юлию Беляеву. Ей было интересно, что сегодня притягивает к Ахматовой, с чем к ней идут люди, что хотят у нее спросить, какие ответы они находят в стихах. «Это тоже способ общения, разговора, – считает Рутберг. – Каждый из моих друзей задал 10 вопросов, нашел ответы, которые никак не регламентировались – это могли быть стихи из юности, зрелости, старости. Получилось: 40 вопросов, 40 ответов. После отбора вышло не 10, а 13. Явно вмешалась Анна Андреевна. Появился мистический флер. Потом оказалось, что 13 – это вахтанговское число, а премьера была назначена именно в этом театре».
Вся программа структурирована портретом Ахматовой работы Натана Альтмана, потому что в нем присутствует много геометрии: линии, овалы, углы. Кстати, с этим портретом у Юлии Рутберг связаны еще и воспоминания 16-летнего возраста. «Когда меня спросили: «На портрет какого художника вы похожи?», – я сказала, что я очень похожа на папу, но у меня лицо Модильяни и тело Альтмана», – улыбаясь, поделилась Юлия. В программе звучит музыка Дмитрия Шостаковича, Иоганна Себастьяна Баха, Сергея Рахманинова. Режиссером композиции стала Антонина Венедиктова, а музыкальное оформление и сопровождение создал лауреат Конкурса камерных ансамблей имени Шопена Алексей Воронков.
В конце вечера на вопрос о том, что связывает Рутберг с литературой, она ответила, что все: «Мне много читали в детстве. 25-м кадром дети воспринимают ушами, голосами, запахами. Мои родители постарались, чтобы я была инфицирована и прозой, и поэзией, и музыкой. Я не мыслю себе жизни на земле без них!»
комментарии(0)