Артист Юрий Голубцов перевоплотился в драматурга Николая Эрдмана. Фото Елены Морозовой
На Старой сцене театра «У Никитских ворот» состоялась премьера спектакля, приуроченного к 120-летию драматурга-сатирика и поэта-имажиниста Николая Эрдмана. Спектакль прошел в рамках цикла литературно-театральных вечеров «Лента поэзии», придуманного художественным руководителем театра Марком Розовским. Каждый из вечеров посвящен творчеству одного или нескольких поэтов.
Творчество одного из самых остроумных людей ХХ века, писателя, которого Станиславский называл «Гоголь нашего времени», представил заслуженный артист России Юрий Голубцов. Вечер был полон не только юмора, но и удивительных откровений и открытий, связанных с жизнью писателя, в которой были и драматическая любовь, и высочайший взлет, и грозящая гибелью опала…
«Николай Эрдман – не только большой поэт и не только выдающийся драматург. Он еще и остряк, каких мало в любую эпоху, тем более советскую. Именно его остроумие оказалось несовместимо со сталинщиной, обрекло его на судьбу «зэка», но искрометное творчество при всем том сделало его классиком. Талант гоголевской силы был отмечен в Эрдмане еще Станиславским, а Мейерхольд считал Эрдмана одним из главных своих авторов, сподвижником и единомышленником… Позднее Эрдман был близок Юрию Любимову, который привлек Николая Робертовича в свой театр. На нашей «Ленте поэзии» возникают перекрестные миры Эрдмана и Маяковского… Оба вышли из Серебряного века и двинули грандиозное искусство 20-х годов ХХ века вперед и выше. Прошло с тех пор ровно 100 лет… Нам повезло, что эти гениальные люди остаются с нами и сейчас», – рассказал Розовский как режиссер спектакля.
В этом моноспектакле наравне с героем возникает то музыка, звучащая словно из стоящего на сцене грамофона, то предметы одежды, как, например, кепка, трансформирующая Эрдмана в Маяковского, то фотографические свидетельства в виде проекции. Так, стена-декорация из мрамора превращается в экран, на котором появляются то личные фотоснимки Эрдмана, то его возлюбленной, то афиши поставленных по его сценариям фильмов. Все это создает невероятную атмосферу присутствия зрителя в том времени, заставляет погрузиться в происходящее на сцене. Из мелких деталей, реплик, кратких воспоминаний-искорок получается цельная история. Символично на фотографии Эрдмана и его возлюбленной актрисы МХАТа Ангелины Степановой появляется красная трещина, по сути, как та ссылка, которая разлучила их.
После собственно спектакля последовало обсуждение увиденного со зрителями. Вначале Розовский прочел стихотворение Маяковского «Мрачное о юмористах». Фигура Владимира Владимировича заняла важное место в спектакле, как и в жизни Эрдмана. После чего о постановке стали высказываться зрители. Оказывается, были споры об авторстве тех или иных стихов, по поводу стихотворения «Поэт» за экспертным мнением пришлось обратиться к научному сотруднику Института мировой литературы Максиму Скороходову. Однако консультации со специалистами, которые занимаются поэтами-имажинистами, не помогли установить точное авторство. На зрительском совете было принято решение, несмотря на это, включить «Поэта» в спектакль.
Каждый присутствующий мог поделиться мнением о спектакле, задать вопросы. А в конце Розовский дал мастер-класс на важные темы для рассказчика, поэта, русского языка в целом. Он рассказал о мирах поэтов, которые возникают на фоне мраморной стены, о хитростях постановки, об игровой стихии и о том, что нужно стих проживать.
комментарии(0)