Режиссер Галина Евтушенко выступает перед зрителями. Фото автора
В стенах Инженерного корпуса Третьяковской галереи прошли показы фильма «Чехов и Левитан: двойной портрет в интерьере эпохи», созданного режиссером Галиной Евтушенко. В этом году лента была номинирована на премию «Золотой орел» в категории «Лучший неигровой фильм».
Показы практически совпали с важной для непосредственных героев фильма датой. 30 августа (по одной из версий) отмечается 160 лет со дня рождения Исаака Левитана. А с Чеховым они одногодки, Антон Павлович родился 29 января. Как рассказала Галина Евтушенко, это совпадение было одним из толчков к началу работы над фильмом. Творческая команда была искренне восхищена данным фактом.
Галина Евтушенко сняла несколько фильмов, посвященных выдающимся деятелям культуры. Можно даже сказать, что это центральная тема ее творчества. Героями ее сценарных, продюсерских и режиссерских работ уже становились Сергей Эйзенштейн, Всеволод Мейерхольд, Александр Калягин, Николай Эрдман, Александр Журбин, Михаил Зощенко, Александр Галин, Юрий Олеша и Лев Толстой. За фильм об актере Михаиле Ульянове Галина Евтушенко была удостоена премии «Золотой орел».
И вот настал черед Чехова и Левитана. Почему именно двойной портрет? Чехов и Левитан были близкими друзьями при жизни. Повествование начинается с презентации события, имеющего для всех нас весомое значение. Перед смертью Левитан завещал Чехову уничтожить все письма, адресованные ему, но Чехов не сжег письма Левитана, и тем самым он сохранил эпистолярный портрет художника, созданный им самим.
Фильм идет около часа, и это один из тех случаев, когда ни единая минута не расходуется впустую, но повествование имеет свойство размеренного, умиротворяющего течения. Авторами была проделана большая и кропотливая работа по подбору материалов. Это фотографии, архивная кинохроника, работы Левитана, современная натурная съемка. Текст за кадром читает сама Галина Евтушенко.
За один час зрители успевают узнать биографии Чехова и Левитана, понять, в какое время им выпало жить и творить, прочувствовать перипетии, выпавшие на долю двух гениев. Визуально фильм приглашает к созерцанию, а повествование имеет очень умеренную эмоциональную окраску. Тем не менее выдержан темп подачи информации, а само ее качество не нуждается в дополнительных средствах экспрессии, от этого ни на одну минуту не становится скучно.
В конце фильма звучат слова о том, что искусство Чехова и Левитана осталось в золотом веке. После ухода этих двух выдающихся людей наступило время, названное культурологами Серебряным веком. Но искусство Чехова и Левитана не принадлежит этой эпохе, оно принадлежит миру. Его можно всецело спроецировать и на сегодняшний день. «Как говорят искусствоведы, – заметила Евтушенко, – если вы не чувствуете, что картина про вас, то нельзя сказать, что перед вами произведение искусства. В процессе работы меня саму ждало множество открытий, например состоялось знакомство с картиной Левитана «Иллюминация Московского Кремля в честь коронации Николая II, 18 мая 1896 года».
На показах, как всегда, присутствовало множество друзей, почитателей таланта Галины Евтушенко. Среди них были: писатель и поэт Ольга Муравич, поэт Леонид Дудко, писатель, председатель Клуба метафизического реализма ЦДЛ Сергей Сибирцев.
комментарии(0)