Дмитрий Володихин и Сергей Алексеев на вручении премии «Филигрань». Фото Ирины Станковой |
Однако существует своего рода инерция науки, а именно – истории литературы, да и литературоведения. По старой памяти Стругацких числят в классификационном гетто под названием «советские фантасты». Наверное, пора менять ситуацию, поднимая их статус, условно говоря, вводя их в учебники по истории русской литературы XX века не в виде имен на периферии «а также», а виде глав и параграфов.
В какой-то степени это странное, застойное положение вещей меняют ежегодные Чтения памяти Стругацких, проходящие в Москве под эгидой литературно-философской группы «Бастион».
Критик и литературовед Глеб Елисеев выступил с докладом, где Стругацкие аргументированно ставились в ряд из пяти-шести высших мэтров русской литературы советских времен, относящихся к так называемому основному потоку. Участник Московского семинара фантастов 1970–1980-х годов Эдуард Геворкян поделился своими воспоминаниями о том, как именно влиял на молодых писателей Аркадий Натанович Стругацкий. Писатель и критик Дмитрий Володихин заявил, что хотя учившихся у Стругацких на разного рода семинарах было много, но действительными их учениками, которые снискали известность, сами себя позиционировали как «птенцы гнезда Стругацких», были близки к «дуэту» в сфере идей и стилистики, совсем невеликое число: Владимир Покровский, Андрей Столяров, Евгений Филенко, когда-то – Александр Громов и в какой-то степени Антон Первушин. Это заявление вызвало долгую дискуссию, пришедшие на Чтения с жаром обсуждали, кого можно считать учеником Стругацких, а кого нет.
Собственно, главное, что прозвучало на Чтениях, – вовсе не элементы классификационного сдвига, к нашему времени давно назревшего, а общее отношение к Аркадию и Борису Натановичам как к двум столпам литературы СССР. Примерно так: вот Трифонов, вот Твардовский, вот Распутин, вот Астафьев, вот Стругацкие…
Традиционно Чтения сопровождались вручением литературной премии «Филигрань». Лауреаты в ней определяются голосованием жюри, которое состоит из представителей профессионального цеха критиков, занимающихся фантастической литературой. В номинации «Рассказ» премия вручена Дмитрию Федотову за рассказ «Пять шагов за окоем»; в номинации «Повесть» она досталась Дмитрию Володихину за повесть «Ромейское море»; в номинации «Роман» ее присудили Вадиму Панову за дилогию «Аркада». Особый поощрительный приз был вручен Григорию Елисееву за повесть «Точка слома».
В этом году, кстати, «Филигрань» вручалась 21-й раз. Подобное долгожительство литературной премии в России, притом премии весьма специфичной, можно сказать, узконаправленной, – большая редкость.
комментарии(0)